Официальные убытки ритейлеров от украденного с полок магазинов достигли 1 млрд рублей.
В прошлом году граждане украли в супермаркетах товаров на сумму более 930 млн рублей. Это на 68% выше показателей 2013 года, когда граждане вынесли из магазинов товаров на 638 млн рублей. Таковы, по данным статистики Федеральной налоговой службы (есть в распоряжении «Известий»), убытки «от недостачи материальных ценностей на предприятиях торговли, производстве и складах в случае отсутствия виновных лиц». В 2012 году убытки продавцов от магазинных краж были почти в два раза меньше, чем в 2014-м, — 568 млн рублей.
Больше всего воруют в Москве, свидетельствует статистика: на долю столицы приходится 508 млн рублей — это 55% всех общероссийских краж. На втором месте — Красноярский край (украдено товаров на 139,9 млн рублей), на третьем — Свердловская область, где было вынесено товаров на 78,8 млн.
Согласно статистике, самые честные регионы России находятся в Северо-Кавказском округе и на Дальнем Востоке: в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Магадане и в некоторых других регионах убытки торговых предприятий «при отсутствии виновных лиц» равняются нулю.
— Действительно, краж стало значительно больше, — отмечает председатель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной и ярмарочной торговле Владлен Максимов. — Я отношу это к тому, что некоторая часть людей поняла, что за воровство в супермаркете в тюрьму не посадят, а охранники не имеют никаких особых прав: разве что вызвать полицию. А учитывая дело «Магнита», по итогам которого было возбуждено много прокурорских проверок охраны магазинов, потери магазинов будут еще выше.
Кроме того, сказалось и снижение уровня жизни, и девальвация национальной валюты.
— Во-первых, из-за колебаний курсов валют росли цены на товары, поэтому увеличивались суммы ущерба, — говорит партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. — Во-вторых, на рост убытков супермаркетов от краж напрямую повлияло ухудшение качества жизни населения в стране. Материальное положение граждан ухудшилось, и они стали чаще предпринимать попытки краж в магазинах.
Как ранее рассказывала «Известиям» директор по внешним связям группы компаний «Дикси» Екатерина Куманина, чаще всего из магазинов крадут некрупные и дорогие товары: элитный алкоголь, колбасные и рыбные деликатесы, кофе, икру, парфюмерию и косметику. Не обходят вниманием магазинные воришки и более дешевые товары прикассовой зоны — шоколад, станки для бритья и т. д.
Впрочем, по мнению экспертов, официальная статистика — это только верхушка айсберга.
— Магазины предпочитают не указывать реальный уровень краж, — говорит управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. — Иначе в отчетности придется показать убытки, а это автоматически повлечет за собой налоговую проверку. Реальный уровень краж — 1,7−2 трлн рублей в год, или 1−1,5% от выручки.
Кроме того, статистика учитывает только случаи, когда супермаркеты привлекают правоохранительные органы, говорит главный юрист экспертного центра TaxAdmin.ru Артемий Николаев.
— Чтобы списать стоимость украденного, должно быть возбуждено уголовное дело, потом следователь должен подписать постановление о прекращении дела в связи с тем, что виновное лицо не установлено, — отмечает он. — Многие просто предпочитают с этим не связываться.
Чтобы ритейлеры смогли списывать убытки от хищений без участия полиции, требуется внесение поправок в Налоговый кодекс (НК), указывает Николаев.
Еще в 2013 году правительство вносило в Госдуму законопроект, который разрабатывался при активном участии торговых сетей. Проект предусматривал поправки в ст. 265 и ст. 272 НК, по которым ритейлеры с зоной самообслуживания не менее 70% могут учитывать потери от краж в 0,75% от выручки в расходной части без привлечения полиции. Однако Госдума отклонила проект.
— Сейчас в цену продукта для добросовестного потребителя входит не только стоимость украденных товаров, но и налоги, которые предприниматели вынуждены выплачивать с украденного, — говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Это несправедливо и увеличивает цену товаров. В этой части необходимы законодательные изменения, однако они вряд ли произойдут: во властных кругах продавцы считаются спекулянтами, и дополнительных поблажек им давать не хотят.