Сотрудников ГИБДД при снятии автомобиля с учета хотят обязать проверять, находится ли машина в залоге у банка — соответствующие поправки в административный регламент МВД по регистрации автотранспортных средств просит внести Ассоциация региональных банков России (АРБР). Письмо ассоциации отправлено на прошлой неделе министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву (копия обращения есть у «Известий»).
Гаишникам предлагается в обязательном порядке искать автомобиль, который просят снять с учета, в едином залоговом реестре нотариата (reestr-zalogov.ru, работает с июля 2014 года). Если в реестре есть запись о залоговом обременении, а письменного согласия банка на продажу автомобиля на руках у заявителя нет, то ему отказывают в регистрационном действии. Президент АРБР, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков поясняет, что в ассоциацию жалуются банки на мошенничество: например, злоумышленники снимают кредитную машину с учета, несмотря на то что оригинал паспорта транспортного средства находится в банке (в ГИБДД они получают дубликат, ссылаясь на утерю), — далее продают заложенные авто и скрываются. По оценкам Аксакова, клиенты банков неправомерно продают едва ли не каждый десятый взятый в кредит автомобиль.
Депутат добавил, что по итогам предварительного обсуждения этого вопроса с МВД он рассчитывает на реализацию инициативы. Официальный комментарий МВД не опровергает позитивного настроя ведомства.
— Предложение будет всесторонне изучено специалистами соответствующих подразделений Главного управления, — сообщили «Известиям» в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.
Пресс-секретарь Минэкономразвития РФ Елена Лашкина сообщила, что ее ведомство поддерживает предложение об обязании сотрудников ГИБДД проверять залоговый статус авто, но рекомендуется оценить последствия подобных нововведений, «так как могут пострадать добропорядочные граждане».
Полноценного единого реестра залоговых авто до сих пор нет, и Аксаков предлагает, чтобы источником информации для гаишников стал залоговый реестр reestr-zalogov.ru. Он создавался Федеральной нотариальной палатой (ФНП) по поручению президента Владимира Путина, имеет официальный статус на основании закона от 21 декабря 2013 года № 379-ФЗ (вступил в силу 1 июля 2014 года). Ресурс за каждое уведомление банка о залоге взимает с него по 600 рублей, итого 1,2 тыс. рублей за каждый автомобиль (за возникновение и прекращение залога), на что жаловались банки, включая ВТБ24. В ФНП «Известиям» заявили, что это «весьма условная величина при таких объемах работы: многие уведомления содержат в себе не одну, не две, а более десятка страниц данных, которые нотариус в любом случае должен проверить».
Автоюрист Ольга Парчевская признает проблему мошеннических продаж залоговых автомобилей, однако подчеркивает, что механизм, предложенный АРБР, крайне несовершенен — хотя бы потому, что с октября 2013 года можно продавать автомобили без снятия их с учета, то есть сохранив номера (не нужно платить лишние 2 тыс. рублей). Без отдельного снятия авто с учета происходит сейчас большинство сделок. Если продавец не может вместе с покупателем поехать в отделение ГИБДД, покупателю после заключения договора в простой письменной форме, внесения изменений в ПТС и оплаты нужно в течение 10 дней перерегистрировать машину на себя (иначе штраф), но юристы советуют сделать это в течение суток, «чтобы не стать первым подозреваемым, если у автомобиля перебиты номера», говорит Парчевская (она советует покупателям также составлять акт приема-передачи автомобиля). В ГИБДД проверяют машину на угон и ее техническое состояние, выдают новое свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) и ставят печать на запись в ПТС, занося изменения в базы.
Посредничество нотариусов reestr-zalogov.ru собеседница считает явным излишеством, о его использовании на практике она не слышала: дело в том, что сама ГИБДД и так собирает данные о залоговом статусе автомобилей, но не сводит их в единую базу.
— Ведь при первичной постановке машины на учет автовладельцу нужны правоустанавливающие документы, а у покупающего в долг банковского клиента это кредитный договор и договор залога, и сведения о них попадают в полицейскую базу. Поэтому можно бесплатно в отделении ГИБДД по месту постановки на учет предварительно проверить «чистоту» автомобиля — электронные базы в одном регионе обычно единые, но в идеале отправляться именно туда, где был поставлен на учет этот автомобиль, — говорит Парчевская. — Если же автомобиль в итоге оказался заложенным, то право собственности находится у банка, и тут можно разве что расторгнуть через суд договор и начинать искать продавца, с тем чтобы опять же по суду вернуть убытки.
Сейчас на сайте ГИБДД есть сервис проверки автомобилей gibdd.ru/check/auto. Тут можно узнать, находится ли автомобиль в розыске или обременен, например, судебными запретами — но «информация о транспортных средствах, находящихся в залоге, посредством данного сервиса в настоящее время не предоставляется». Парчевская убеждена, что МВД не нужно придумывать сложных схем, а следует сделать уже действующий сервис полноценным. Начальник управления операционной эффективности Бинбанка Наиль Фахрутдинов также считает, что ведение единого открытого реестра заложенных автомобилей разумно целиком поручить ГИБДД.
Банки добивались создания реестра заложенного имущества несколько лет, они предлагали создать новый реестр на основе других, уже существующих в бюро кредитных историй. Использование реестра предполагалось сделать обязательным не только для кредиторов, но и для сотрудников ГИБДД — правда, сейчас АРБР ведет речь о добровольном применении реестра банками: предполагается, что он инициативно согласится потратить до тысячи рублей за каждое авто ради снижения рисков. Регулирование реестра предлагали поручить Центробанку (izvestia.ru/news/587522), Бюро кредитных историй или самой ГИБДД. Однако под давлением Минюста идея значительно трансформировалась: создание реестра было поручено нотариусам, а банкам было предложено заплатить за его создание — при внесении объектов залога (на ведение нотариусами реестра, поясняют в ФНП).
В пресс-службе ФНП заявляют, что реестр заложенных авто работает эффективно, его сервисы развиваются наряду с существующими реестрами нотариальных действий и реестром наследственных дел, а успехи ФНП отмечены участниками постоянной рабочей группы по вопросам совершенствования реестра, в которую входят представители Минюста, Банка России, ряда крупнейших банков.
— Если покупатель не знал о наличии залога, т.е. не мог узнать о том, что приобретаемое им движимое имущество находится в залоге, из реестра уведомлений о залогах, то это является основанием для прекращения залога, — описывают в ФНП преимущества своего сервиса. — Иными словами, если добросовестный покупатель имеет выписку из реестра, которая гласит об отсутствии автомобиля в реестре, то он освобождается от каких-либо обязательств по отношению к банку. Это норма Гражданского кодекса. Это означает, что банкам выгодно в существующих условиях своевременно вносить уведомления в реестр, иначе в случае перепродажи приобретенного ранее в кредит автомобиля они не смогут обратить взыскание на него, когда он обнаружится у добросовестного приобретателя. Если же банк своевременно внес уведомление в реестр, а покупатель не проверил автомобиль, то он (покупатель) несет все риски по своему приобретению. Данная норма, не являясь чрезмерным обременением оборота транспортных средств, служит надежным механизмом защиты интересов всех сторон.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что, когда какой-либо из предлагаемых вариантов единого реестра залоговых авто заработает, затормозится рост плохих долгов по автокредитам.
— Например, у Сбербанка портфель автокредитов сократился за I квартал 2015 года на 8,2%, до 156,5 млрд рублей, а просрочка по ним выросла на 16,4%, до 14 млрд рублей, — говорит аналитик. — Доля просрочки выросла за I квартал с 8,2 до 10,4%.