Все больше россиян по сравнению с 1990 годом считают Россию богатой страной, однако при этом каждый второй ждет в стране роста бедности через два-три года. Количество таких пессимистов за 25 лет снизилось, но не кардинально. Об этом свидетельствуют данные опроса, которые вчера обнародовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). «Дайте людям возможность хорошо заработать» – это требование, как выясняется, все так же популярно среди населения, как и 25 лет назад.

«За последнюю четверть века россияне осознали, что живут в богатой стране», – сообщил вчера ВЦИОМ. Чтобы выяснить, как россияне оценивают свое и общественное благосостояние, социологи опросили в июле 1600 человек и сравнили их ответы с данными аналогичных опросов 25-летней давности.

«Богатой» и «скорее богатой, чем бедной» Россию сейчас называют 63% опрошенных граждан против 24%, которые были в 1990 году. А «бедной» и «скорее бедной, чем богатой» – 32% опрошенных против 66% в 1990-м. Остальные затруднились с ответом.

Однако это богатство в понимании россиян, похоже, гипотетическое, потому что, когда граждан попросили оценить ситуацию с бедностью населения, выяснилось, что не все так благоприятно.

Сейчас каждый второй опрошенный (50%) ожидает, что через два-три года в России станет больше бедных семей. В 1990 году такой прогноз делали 61% респондентов. То есть пессимистов стало меньше, но не в разы.

Ждут сокращения численности бедных семей сейчас 13% опрошенных против 3% в 1990-м. О том, что через несколько лет бедных семей в России будет ровно столько же, сколько сейчас, в 2015 году сказали 26% опрошенных, хотя в 1990-м такой ответ давали 8%.

При этом, отвечая на вопрос, что нужно сделать, чтобы в стране стало меньше бедных, большинство россиян дают властям тот же совет, что и 25 лет назад. «Дать людям возможность хорошо зарабатывать» – такой вариант ответа был самым популярным и в 1990 году, когда его выбрали 75% респондентов, и в 2015-м, сейчас за него отдали свой голос 63% опрошенных.

На втором месте по популярности – совет «Регулярно повышать доходы по мере роста цен». При этом сейчас стало даже больше граждан, которые считают, что именно этим правительство и должно заняться в первую очередь: 49% против 35% в 1990-м.

«Поддерживать низкие цены на жизненно необходимые товары» советуют правительству 46% респондентов (в 1990-м было 49%). «Установить государственную помощь малообеспеченным не ниже прожиточного минимума» предлагают 30% опрошенных против 21% в 1990-м.

«Несмотря на то что на авансцену жизни российского общества выходят поколения, которые помнят лишь тренды непрерывного восходящего развития нулевых, опасения по поводу возврата трудных времен, а соответственно и бедности окончательно нас не покинули», – комментирует результаты опроса руководитель социально-политических исследований ВЦИОМа Степан Львов. Социолог напоминает: «Неутешительный «народный прогноз» 25-летней давности, предвещавший увеличение числа бедных, к сожалению, сбылся в 1990-е годы». «Сегодняшний прогноз заставляет насторожиться, но еще не является поводом для пессимизма», – надеется он.

Ситуация с доходами населения действительно в этом году складывается не лучшим образом. Как уже писала «НГ», сейчас мы наблюдаем самое длительное за последние 15 лет сокращение доходов граждан (см. «НГ» от 17.07.1522.07.15). Более того, впервые за 15 лет правительство может пойти на сокращение пенсий в реальном выражении.

Минфин настаивает на неполной индексации пенсий в ближайшие три года – значительно ниже уровня инфляции (см. «НГ» от 26.06.15). Пока что окончательного решения по этому спорному вопросу власти не объявили, в частности, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в конце минувшей недели говорил, что вопрос пока прорабатывается. Однако уже сам факт того, что этот вопрос появился в повестке дня, конечно, не вселяет в граждан оптимизма.

В том, что сейчас почти столько же россиян, сколько и в 1990 году, ждут роста бедности, эксперты не увидели ничего удивительного. «У нас сейчас экономическая ситуация в стране схожа с той, которая была в 1990 году. Тогда страна вползала в длительный экономический кризис из-за того, что не были своевременно проведены необходимые реформы. Сейчас то же самое, – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Хотя, конечно, из-за того, что реформы в конце концов начались поздно и проводились с неоправданными издержками, кризис тогда получился другой по своей природе, трансформационный – не такой, как сейчас».

Однако, как замечает директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, сходства касаются все же только формы проявления болезни, но не ее тяжести. По словам Овчаровой, пытаться проводить параллели между кризисом 2015 года и кризисом 90-х годов – это то же самое, что сравнивать простуду и онкологическое заболевание. Совет в обоих случаях будет один – обратиться к врачу, но очевидно, что речь идет не об одном и том же. Инфляция, падение доходов, рост бедности, сокращение ВВП в 90-е годы не идут ни в какое сравнение с тем, что происходит сейчас – обращает внимание Овчарова.

«Конечно, как и во время любого кризиса, особенно в условиях, когда происходит девальвация национальной валюты, мы сталкиваемся сейчас с проблемами на рынке труда и с ускорением инфляции. И когда россияне говорят, что в стране будет расти бедность, они не ошибаются. И они правы, что опасаются потерять работу. Но это еще не повод для сравнения 90-х годов с сегодняшней ситуацией. Масштаб разный», – уточняет Овчарова.

Логично предположить, что для населения тревожным моментом могло стать санкционное противостояние России и Запада. Как сообщил вчера Левада-Центр, опрос, проведенный среди 1600 человек, показал, что сейчас антироссийскими санкциями обеспокоены около 41% респондентов. «Не слишком беспокоят санкции» 37% опрошенных. «Совершенно не беспокоят» – 19%. При этом только 29% респондентов уверены, что санкции Запада привели к значительному ухудшению экономической ситуации в России. О незначительном ухудшении говорят 48% опрошенных. О том, что антироссийские санкции никак не повлияли, – 18%. Остальные затруднились с ответом.

Высказались участники этого опроса также о российских контрсанкциях. По мнению 35% опрошенных, ответные санкции России наносят ущерб в большей мере по Западу. Около 15% респондентов говорят, что российские контрсанкции ударили прежде всего по самой России. Об ущербе, который был нанесен в равной степени и Западу, и России, говорят 39% опрошенных.

http://www.ng.ru/

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Как бороться с надоедливыми СМС-рассылками?

Если вам надоела реклама по СМС, вы, конечно, можете бесконечно её удалять. Или позвонить …