Сегодня комитет Госдумы по конституционному законодательству, судя по всему, рекомендует не принимать в первом чтении два законопроекта, касающиеся украинских беженцев. Как выяснила «НГ», это связано с тем, что свой вариант по обустройству в России переселенцев сейчас готовит Федеральная миграционная служба (ФМС). Причем речь может идти не только об украинцах, но и, скажем, сирийцах. Ведь президенту дается право выделять категории лиц и целые страны, чьи граждане смогут получить российские паспорта в упрощенном порядке.
Инициативы, которые сегодня рассмотрит профильный комитет Госдумы под руководством Владимира Плигина, исходят от «Справедливой России» и Заксобрания Челябинской области.
Законопроект эсэров был остановлен еще летом. Напомним, что он выделял граждан Украины в особую категорию, для которой получение документов для нахождения в России производилось бы в упрощенном порядке. Так как процедура отказа от гражданства в украинском законодательстве максимально забюрократизирована, в СР предложили свести его к «направлению гражданином Украины заявления об отказе от имеющегося гражданства в полномочный орган Украины». Это и дало бы беженцам возможность оперативно претендовать на гражданство РФ.
Комитет эту инициативу не поддержал, но нашел ее «достаточно значимой». Аргументация для отказа выбрана простая – мол, выделение украинцев «может привести к возникновению некоторых фактических (и при этом необоснованных) ограничений для граждан ряда других государств», что противоречит законодательству о гражданстве РФ и Конституции.
Поскольку Госдума не захотела услышать доводы эсэров, маловероятно, что она внемлет и челябинским депутатам. Те предлагают совсем короткую поправку: в число иностранцев, которым для получения вида на жительство или разрешения на временное проживание не надо подтверждать свое знание русского языка, истории страны и основ законодательства, следует добавить «граждан Украины, постоянно проживающих на территории Украины и прибывших на территорию РФ в экстренном порядке».
Последние слова стали приговором для инициативы. В отзыве Правового управления ГД отмечается, что «термин «прибывшие в экстренном порядке» не представляется юридически корректным».
То есть в Госдуме украинским и прочим беженцам включают красный свет, хотя от этого ни сами эти беженцы, ни их проблемы в нашей стране никуда не деваются. Возникает вопрос: почему же профильный комитет отказывается их решать? Наиболее вероятен такой вариант – беженцев как бы просят немного подождать. Ведь сегодня над большим пакетом поправок о российском гражданстве и пребывании иностранцев в России активно работает ведомство Константина Ромодановского.
ФМС в этих поправках действительно не выделяет украинцев в отдельную категорию, хотя и без того понятно, что речь идет в основном о них. Что, кстати, вполне четко читается и в пояснительных записках к двум будущим правительственным законопроектам.
К примеру, поправками к Закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в ведомстве явно хотят оживить госпрограмму по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников. Известно, что этот распиаренный поначалу документ популярностью так и не пользовался. Однако теперь тем украинцам, которые захотят получить в нашей стране серьезный статус, нужно будет, во-первых, стать участником данной госпрограммы, а во-вторых, приехать в Россию в 2014-м или 2015-м.
Поправки же ФМС к Закону «О гражданстве РФ» носят еще более универсальный характер. Российский паспорт предлагается выдавать в упрощенном порядке иностранцам, лицам без гражданства и членам их семей, «прибывшим на территорию РФ, круг которых по категориям лиц и странам их постоянного проживания определяется президентом РФ в силу исключительного характера ситуации».
Получается, речь идет не только и не столько об украинцах. Скажем, как нельзя кстати ФМС на днях отрапортовала о том, что за 2015 год в Россию попросились 912 граждан Сирии, а за 2014-й – 1198 человек из этой страны. То есть если президент решит, что ситуация в Сирии исключительна, то упрощенный порядок получения гражданства возможен и для сирийцев.
В общем, получается, что в Госдуме аргументы против инициатив из Челябинска и от «Справедливой России» сочинялись не слишком годные. К примеру, в правительственных поправках тоже говорится о том, что беженцы должны прибыть в «экстренном массовом порядке». То есть челябинские законодатели пропустили лишь слово «массовый» – и тут же получили обвинение в правовой неграмотности. Не меньше вопросов вызывает и сравнение инициативы эсэров с аналогом из ФМС. Выходит, что, по мнению профильного комитета, законодательно выделить категорию граждан для упрощенного предоставления им гражданства никак нельзя, потому что это противоречит Конституции. А вот президенту массово раздать гражданство отобранной лично им группе иностранцев вполне допустимо.