Вопросы выстраивания законодательных барьеров незаконным финансовым операциям, а также оздоровление ситуации в сфере регистрации юридических лиц не теряют своей актуальности и периодически воплощаются в виде новых нормативных правовых актов. Одним из комплексных законодательных актов, принятых в 2015 году в этой сфере, является федеральный закон N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Цель закона — создание процедурных препятствий для использования недостоверных сведений и подставных лиц при государственной регистрации, а также обеспечение достоверными сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) добросовестных участников гражданского оборота. Внесенные законом изменения (в большинстве своем вступают в силу с 1 января 2016 года), направленные на установление механизма обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, можно сгруппировать по нескольким направлениям. Одно из них касается основ законодательства РФ о нотариате. За счет органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, расширяется перечень государственных органов, по требованию которых нотариус предоставляет сведения о совершенных нотариальных действиях.
Расширяются права нотариусов в части бесплатного получения в форме электронного документа сведений из ЕГРЮЛ и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Также расширяется перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами, которые смогут представлять документы на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус будет использовать соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставит ФМС России, а также специальные технические и программно-технические средства, позволяющие удостовериться в подлинности представленных гражданином документов, при их наличии в его распоряжении.
При совершении нотариального действия нотариус вправе использовать средства видеофиксации в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой. При возникновении у нотариуса сомнений в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, федеральные органы государственной власти, выдающие такие документы, обязаны предоставить по запросу нотариуса информацию об их действительности в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.
Нотариусам предоставляется право направлять в форме электронных документов заявление и иные необходимые документы о регистрации юридических лиц в инспекции ФНС. Соответственно предусмотрено право получать документы, выданные ФНС в форме электронных документов, и выдавать их лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия, по его просьбе в форме электронных документов или в форме документов на бумажных носителях на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам.
С 1 июля 2015 года дополнен перечень оснований для отказа в совершении нотариального действия: нотариус отказывает, если факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством РФ порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством РФ.
Прописав в законе вопросы дополнительного правового регулирования процедуры участия нотариуса в процессе регистрации юридических лиц, законодатель поставил еще один барьер для возможности их регистрации на подставных физических лиц. Не вызывает сомнений, что изменения существенно расширяют объем полномочий, предоставляемых нотариусу. Такая ситуация требует серьезной подготовительной работы, однако и послужит в дальнейшем мощным импульсом для развития нотариального сообщества в целом, повышению престижа и привлекательности профессии нотариуса.
Нотариусы становятся полноценными участниками процесса регистрации юридических лиц, получают доступ к государственным информационным ресурсам, что не только в разы добавит им клиентов и работы, но и возлагает на них иной уровень ответственности за совершаемые действия, требует безукоризненного профессионализма и готовности взаимодействия как с гражданами, желающими открыть свое дело или внести изменения в документы юридических лиц, так и с налоговыми и правоохранительными органами.
Не случайно в перечне со 109 признаками фирм-однодневок несколько касались и нотариусов: когда заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, уже сложившим полномочия, заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, подпись которого ранее подделывалась, и др. А в рамках оперативно-разыскных мероприятий по пресечению деятельности фирм-однодневок помимо финансово-хозяйственной документации регулярно изымаются сотни печатей и штампов предприятий и нотариусов, а также нотариальные бланки и иная бланочная продукция, используемая в интересах организаторов противоправной деятельности.
Остается надеяться, что расширение прав нотариусов и возрастание значения нотариального удостоверения и осуществления иных, предусмотренных новым законом, полномочий не приведет к росту подделок бланков и печатей нотариусов и их подписей, так как теперь возможна видеофиксация нотариусом соответствующих действий, а также передача документов в регистрирующий орган в электронной форме.
Иван Соловьев, эксперт Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ