На прошлой неделе основатель Facebook Марк Цукерберг объявил, что после рождения своей дочери уйдет в декретный отпуск на два месяца. «Это очень личное решение, и я решил взять двухмесячный отпуск по уходу за ребенком», — написал Цукерберг на своей стронице в соцсети. Он привел в пример результаты исследований, согласно которым временный уход родителей с работы после рождения ребенка оказывает положительное влияние на семью в целом.

О том, чтобы отправлять отцов в отпуск по уходу за ребенком задумались и в России. В исследовании, которое подготовлено «Центром социально-трудовых прав» (ЦСТП) отмечается, что установленный Трудовым кодексом трехлетний отпуск по уходу за ребенком нужно разделить на три части: отдельно для матери, для отца и третья часть ― по выбору. Авторы доклада указывают, что отпуск для пап поможет решить демографическую проблему. Сейчас женщины откладывают рождение, потому что понимают, что им сложно будет вернуться в профессию после отпуска по уходу за ребенком.

Исследование на тему дискриминации в трудовых отношениях по признаку пола ЦСТП проводило по заказу «Совета по вопросам управления развития» ― это АНО учреждено московскими властями в 2003 году. Доклад будет направлен в Департамент труда и соцзащиты города Москвы.

― Нынешнее законодательство направлено на априорное разделение социальных ролей по признаку пола: мать должна заниматься семьей, а отец ― работой. При попытке воспользоваться своим правом на воспитание детей и предусмотренными трудовым законодательством гарантиями отцы сталкиваются с противодействием на работе, а женщины испытывают впоследствии трудности в возвращении в рабочий коллектив, теряют квалификацию, не могут устроиться на работу, ― говорит один из авторов доклада, руководитель юридического направления ЦСТП Сергей Саурин. ― Мы предлагаем изменения, которые касаются разделения общего периода отпуска на три части. Это часть для матери, отдельно и для отца ― отдельно (обязательный отцовский отпуск) и третья часть ― по выбору. Конкретную продолжительность частей должна быть определена на практике, с учетом статистических и бюджетных данных. Этот механизм успешно используется в других государствах и ее позитивный результат уже виден.

Сейчас по статье 256 Трудового кодекса женщина имеет право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, причем на этот период за ней сохраняется место работы и должность, зачитывается стаж. Такой отпуск оплачивается из Фонда соцстрахования (получается 2,9% от фонда оплаты труда в рамках страховых взносов работодателей) в течение 1,5 лет: в 2015 году расчетное максимальное пособие составляет 19856 рублей в месяц. Трехлетние отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или частично также отцом, бабушкой, дедушкой и другим родственниками.

― Но отцы в отпуск по уходу за ребенком не очень-то стремятся, а во-вторых, их не отпускают работодатели. А для некоторых категорий, например, для военнослужащих, такой отпуск не разрешен, ― рассуждает Саурин. ― Все это выливается в то, что уход за ребенком возлагается исключительно на плечи женщин. Это рождает специфическое отношение к ним работодателей: многие из них не очень любят, когда у них работают женщины с маленькими детьми. Они говорят, что это нестабильное рабочее место. А когда женщина сидит с ребенком три года, она неизбежно выбивается из жизни организации; могут измениться требования, женщина может им не соответствовать. Если сократить этот период ― для нее будет меньше рисков. обязательный отпуск для отцов облегчит возвращение женщин на рабочее место, а работодателю уже не получится договориться с мужчиной: «Не ходи в отпуск ― пусть жена посидит с ребенком!».

Собеседник отметил, что «правонарушений по фактам дискриминации по половому признаку со стороны работодателей, согласно официальной статистике, как бы и не видно».

― Эти факты нигде не признают, потому что бремя доказывания возлагается на человека, в отношении которого это правонарушение было совершено. Если женщину лишают работы, потому что она имеет ребенка или забеременела, то в этом случае дискриминацию суд и инспекция Роструда не установит. А на деле это нарушений будет 200-300 тысяч нарушений прав в год, при том что в год рождается 1,9 млн детей.

Саурин напомнил, что в России развиваются три направления демографической политики, направленных на создание семей. Это различные виды материального стимулирования, госсистема присмотра и ухода за детьми и дружественный рынок труда.

― С рынком дружественного труда все совсем плохо. У нас сейчас активно реализуется только первый путь ― это пособия, материнский капитал. Также государство пытается решать проблемы и с детскими садами, при этом очередь все равно сохраняется. Получается, что эту проблему тоже пытаются решать за счет упразднения присмотра и ухода за детьми до трех лет, то есть ясельная система пропала фактически, ― говорит Саурин. ― Наши рекомендации основаны из анализе зарубежной практики. Речь прежде всего идет о скандинавских странах, еще Германия тоже вводит подобные нормы. Например, в Швеции и Норвегии есть законодательные нормы, которые закрепляют общую продолжительность отпуска и потом делят ее между родителями. То есть три месяца с ребенком сидит только мать, еще три месяца сидит отец, и остальные несколько месяцев сидит любой родитель или иной родственник. Получается, что если родителей у ребенка нет, то отпуск просто сгорает. Если ребенка воспитывает только мать ― она пользуется только своим отпуском, на «отцовскую» часть она претендовать не может. В скандинавских странах это работает замечательно: у них это, с одной стороны, оздоравливает отношения работодателей к работникам и уменьшает дискриминационные модели поведения, а с другой стороны, создает некий баланс в плане воспитания ребенка.

Юрист, один из авторов законопроекта по борьбе с домашним насилием Мари Давтян согласна с тем, что российские мужчины действительно не берут отпуск за ребенком, потому что это не принято; кроме того, сам работодатель не отпускает мужчину-работника.

— Это проходили практически все страны, поэтому нужно вводить отдельный отпуск именно для пап. Это ни в коем случае не дискриминация женщин, это именно поддержка отцовского отпуска, стимулирование участия отцов в воспитании детей. Отпуск, который может взять только папа. А если он его не берет, он сгорает. Впрочем, даже в странах Северной Европы декретные отпуска гораздо чаще берут женщины, чем мужчины. Правда, это и практика достаточно новая для всех. Такие меры хороши не только из-за демографической ситуации, а ради улучшения качества жизни семьи. Сегодня женщины в России откладывают рождение, потому что они прекрасно знают, что затем им будет гораздо сложнее найти работу и сделать карьеру. Если бы женщины чувствовали социальную стабильность, были уверены в том, что после рождения ребёнка смогут определить его в безопасное и доступное дошкольное учреждение, они бы раньше заводили семью, — говорит Давтян.

Для укрепления прав мужчины, который ухаживает за ребенком, в ЦСТП предлагают уравнять его права с правами «беременной женщины» ― статья 261 ТК РФ посвящена именно ее статусу: «Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора». В статье говорится, что «расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем».

Кроме того, юристы ЦСТП выступают за создание специализированного ведомства, которое занималось бы вопросами обеспечения равноправия и борьбы с дискриминацией ― эта идея   также возникла на основе зарубежного опыта. По словам Саурина, Государственные инспекции труда (региональные подразделения Роструда), которые контролируют соблюдение работодателями трудового законодательства, по сути, контроля за дискриминацией не осуществляют. По словам юриста, подобные комиссии существуют в Нидерландах, Португалии, США есть специальные органы, которые занимаются контролем и выявлением дискриминационных практик.

― Дело в том, что суды в свое время, да и сейчас, продолжают довольно часто отменять представления госинспекции труда. Причем именно со ссылкой на то, что это дело спорное, а их решает только суд. И берется только за те дела, где очевидно нарушены права. А в судах нет сложившейся практики относительно дискриминации, и понимания, что такое дискриминация, тоже отсутствует, ― отметил Саурин.

В Совете по вопросам управления развития в целом поддержали тезисы доклада, сообщила «Известиям» замисполнительного директора совета Светлана Швецова. По ее словам, доклад будет направлен в Департамент труда и соцзащиты города Москвы.

― Департамент был заинтересован, чтобы эта проблематика была разработана. Мы отчасти являемся посредниками, получая задания от Департамента, ищем экспертов, заказываем исследования, эксперты материал пишут. Мы контролируем его качество, а потом передаем в Департамент, который решает что им годится, а что ― нет, ― отметила Швецова.

Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров поддержал идеи ЦСТП:

— И сегодня закон не запрещает отцам пользоваться отпуском, который предоставляется одному из работающих родителей, они могут разделить этот отпуск на части. Но здесь идет речь о дополнительном отпуске для отцов (это может быть пару недель, месяц, два), и хорошо, если будут выделять финансирование на такие отпуска. Нужно максимально поощрять эгалитарный (равный) брак, когда и отец, и мать в одинаковой степени имеют возможность участвовать в уходе за ребенком и его воспитании. Это считается одним из самых прогрессивных направлений в поддержке работающих родителей, наряду с гибкими режимами занятости. Все, что способствует тому, что родители могут сочетать работу и выполнение родительских обязанностей, нужно поддерживать. А если у них к этому еще и выбор появляется, то есть возможность выбрать, какая из мер поддержки нужнее конкретной семье в конкретной ситуации — это вообще отлично. И участие отцов в уходе за детьми надо поощрять. Поддерживаю предложение обязать работодателей предоставлять подобные отпуска. А вот обязательность использования отцами такого дополнительного отпуска я бы не поддержал. Выбор должен остаться за семьей, — сказал Елизаров.

http://izvestia.ru/news/596678#ixzz3sHqrr2im

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

У мошенников богатая фантазия

Жительница Новокузнецкого района столкнулась с новым видом мошенничества и чуть не открыла…