Данные Росстата о занятости в России в последнее время, казалось бы, не давали повода для беспокойства. Статистическое ведомство основывает свои расчеты только на информации, официально предоставляемой предприятиями и организациями, оставляя вне поля зрения скрытую безработицу. Но, даже такая усеченная статистика о потерявших работу и вставших на учет в службах занятости за март вызывает тревогу. Так, Росстат сообщает, что по итогам первого месяца весны уровень безработицы в РФ вырос с 5,8% до 6% или с 4,4 млн до 4,6 млн человек.

Немалую лепту в эту 200-тысячную армию новых безработных внесла торговля. Как свидетельствуют данные исследования делового климата в розничной торговле в I квартале 2016 г. Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ЦКИ ВШЭ), по итогам I квартала в ритейле зафиксирован самый мощный всплеск сокращений за всю историю наблюдения за сектором с 1998 года. Треть руководителей предприятий торговли из 82 регионов, опрошенных Росстатом, сообщили об увольнениях в своих организациях. Подобного не наблюдалось даже в острый период кризиса 2009 года, отмечает директор ЦКИ ВШЭ Георгий Остапкович и прогнозирует продолжения негативной тенденции.

Как говорится в исследовании, такие потери торговля несет из-за резкого падения потребительского спроса, вызванного экономической неопределенностью и сохраняющимися высокими девальвационными ожиданиями со стороны населения.

Сокращения действительно серьезные, подтвердил корреспонденту «Утра» менеджер по подбору персонала направления «Пищевое производство» кадрового агентства «Юнити» Руслан Карпов.«Рынок, конечно, просел, но бюджетные федеральные торговые сети страдают меньше, так как многие потребители уходят именно в этот сегмент», — отмечает он.

Рост конкуренции естественным образом ускоряет консолидацию отрасли, пояснил доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы Сергей Хестанов. «Все по Дарвину: не волки, а санитары леса», — констатировал он.

Наиболее пострадавшими стали не выдерживающие конкуренции мелкие магазины формата «у дома». Большие трудности испытывают премиальные продуктовые сети, а также розничная торговля непродовольственными товарами премиального уровня: спрос на дорогую мебель, автомобили, бассейны, электроинструмент, ювелирку и т.д. — попросту обвалился (заметим, что в кризис 2008-2009 года этого не происходило). Теперь и они оптимизируют бизнес и «просят» своих сотрудников на улицу.

При таком напряженном состоянии рынка труда неудивительно, что находящиеся в активном поиске работы россияне готовы если не на все, то на многое. По данным исследовательского центра Superjob, большинство ради заветной вакансии согласны принести в жертву в среднем больше 10% желаемой зарплаты. Понятно, что чем дольше человек сидит без работы, тем выше может быть этот процент. И это при том, что реальные заработные платы россиян уже снизились в 2015 г. на 9,5% — гораздо сильнее, чем в предыдущие периоды спада в экономике.

Вместе с тем, по данным «Юнити», к ним в первом квартале 2016 г. поступило на 27% больше заказов на подбор персонала, чем в январе-марте прошлого года. Однако этот прирост обеспечили работодатели, ищущие редких специалистов под новые проекты в пищевой промышленности (например, изготовления незрелых сыров) и IT, а также для реализации федеральных целевых программ, в основном, в фармацевтической отрасли. А вот спрос на стандартные вакансии пока не перешел в фазу активного роста. «Критерии поиска ужесточаются. Компании берут сотрудников только под конкретные задачи», — подчеркивает гендиректор агентства Владислав Лобанов.

«Несмотря на раздувание шумихи про безработицу, ситуация на рынке труда по сравнению с прошлым годом пока сильно не изменилась (в худшую сторону), — заявила руководитель группы подбора персонала «Юнити» Ирина Антоненко. — Но, безусловно, многие компании продолжают оптимизировать штат сотрудников и сокращать некоторых специалистов, объединять отделы».

Что касается готовности россиян к снижению зарплат, по ее словам, многие соискатели откровенно говорят, что понимают сложную ситуацию на рынке, видят, что достойных предложений мало, поэтому они готовы к потерям 10-20% заработка.

По словам замдиректора по продажам компании «БКС Брокер» Алексея Бушуева, рост безработицы воспринимается по-человечески очень тяжело. Но часто именно динамика этого показателя косвенно свидетельствует о происходящих структурных изменениях в какой-либо отрасли или даже в экономике в целом. И в первую очередь, эти процессы затрагивают именно сферы распределения, логистику, торговлю. «Готовясь к затяжной экономической зиме, потребитель режет личный бюджет, переходит с такси на метро, с «Азбуки вкуса» на «Ашан». Это вполне рациональное поведение», — пояснил он корреспонденту «Утра».

При этом, по его прогнозам, процесс сокращения персонала и зарплат не будет носить обвальный характер. «Практика предыдущих кризисов показывает, что ситуация начинает исправляться, когда наниматель готов брать на работу «полуфабрикат» и вкладываться в его обучение. Этот тренд может наметиться уже к осени, а в худшем случае — только в конце первого квартала 2017 г., когда наниматели поймут, что сверстанные бюджеты, где порезано все, что можно, не позволяют выполнять поставленные задачи», — уточнил он.

Проблема российского рынка труда в его низкой производительности, уверена старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. «Оптимизация процессов и расходов в компаниях будет временной терапией, и не даст длительного эффекта, если не учиться работать в соответствии с конкретными целями и на понятный исполнителю результат. Российскому рынку занятости в этом плане предстоит длительная, нудная, но очень перспективная работа», — считает она.

http://www.utro.ru

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Бесспорное дело: налоговая сможет взыскивать долги с граждан без суда

Налоговые органы смогут взыскивать долги с физлиц без суда — если человек не оспорит донач…