Российская экономика адаптировалась к кризисным явлениям и демонстрирует едва заметные сдвиги к росту. Об этом рассказала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Она призвала осторожно относится к прогнозам, которые легли в основу нынешнего трехлетнего бюджета, так как качество их расчетов оставляет желать лучшего.

Внутри самого правительства оценка таких показателей, как темпы роста реальных зарплат, потребительского спроса и ряда других, расходится, отметила она. Одной из причин отсутствия достоверных прогнозов заключается в том, что каждое ведомство рассчитывает их по-своему.

В пакете документов по бюджету-2017, направленном в Думу, содержались предложения всех правительственных структур и их расчеты, и они расходились в цифрах и выводах. «Такое ощущение, что многие действуют без оглядки и стыковки с тем, что предлагают их соседи по кабинету», – сказала Голикова.

По ее словам, Минфин и Минэкономразвития озабочены социально-экономической ситуацией и ее влиянием на бюджет, соотношением доходов и расходов. Остальные ведомства в большей степени интересуют расходы по «своим» статьям бюджета. При этом главное для них – заложить нужные средства при формировании бюджета.

Но в целом в правительстве больше оптимистов, считает глава Счетной палаты. В прогнозе правительства одним из факторов увеличения потребительского спроса должен стать рост потребительского кредитования, а в Основных направлениях государственной денежно-кредитной политики, представленных Банком России одновременно с бюджетом, закладывается сохранение сберегательной модели населения и сдержанный прирост объема кредитов населению, что, на наш взгляд, более вероятно, сказала она.

Для антикризисных мероприятий правительство должно сформировать новый резерв и продолжить поддерживать в 2017-м автопром, сельхозмашиностроение и другие отрасли, которые влияют на экономический рост. В целом финансирование увеличено — на дорожное хозяйство, жилищное строительство. Немного подрастут расходы на здравоохранение и образование, более существенно на поддержку регионов. Можно констатировать общие тренды: снижение в относительном выражении к 2019 году расходов на оборону, расходы на социальную политику останутся неизменными и обеспечат все установленные законодательством социальные обязательства.

Правда, не все ведомства, которые ответственны за поступления неналоговых платежей, с максимальным напряжением подошли к оценке поступлений. Но помогает то, что Счетная палата осуществляет ежемесячный контроль исполнения бюджета. Анализируя полученные данные и добавляя к ним еще и результаты наших контрольных мероприятий, мы обнаруживаем взаимосвязь между различными показателями экономического развития страны, их влиянием в том числе на доходы бюджета. Поэтому мы видим резервы доходов, которые не обнаружил Минфин, сказала Голикова.

Согласно нашим расчетам, доходы бюджета-2017 должны быть больше, чем оценивал Минфин, примерно на 80 млрд рублей. И это не предел: можно мобилизовать еще 60 млрд, если усилить административную работу.

Но каких новаций нужно ждать в будущем году? По словам руководителя Счетной палаты, все изменения уже приняты и зафиксированы в Основных направлениях налоговой политики. Но это не мешает в будущем году предложить что-то новое. Президент уже предложил подумать над обновлением налогового законодательства. Также пора оптимизировать имеющуюся налоговую и неналоговую нагрузку. Дело за стратегами из правительства: оценка налоговой нагрузки должна в том числе исходить из того, какой будет пенсионная система, как изменится система медстрахования и т.д.

Откладывать с ответами дальше нельзя, уверена Голикова. Пока не ясно, нужно ли соцстрахование в его нынешнем виде. С подоходным налогом не легче: копья ломаются вокруг проблемы: надо ли делать НДФЛ прогрессивным? Но на этот вопрос не ответить «да» или «нет»: пересмотр шкалы подоходного налога не может рассматриваться в отрыве от темы соцплатежей в ОМС, ПФР… Их можно называть как угодно, но суть одна – это части того же НДФЛ и оценивать проблему необходимо в комплексе.

В кризис 2008 года было сделано многое, чтобы стимулировать потребительский спрос, однако потом нефть поползла вверх, и структурные реформы в экономике были отложены на потом. По ходу времени изменилась концепция, и ставка со стимулирования потребительского спроса переместилась на инвестиции.

Но, делая ставку на рост инвестиций, ни в 2014 году, ни в 2015 году не была исполнена даже та утвержденная «скромная» бюджетная инвестпрограмма. В 2015 году ее исполнение оказалось самым низким по сравнению с предшествующими годами.

Причина – в системе управления, уверена Голикова. Ведь многие инвестпрограммы оказались неисполненными из-за отсутствия проектно-сметной документации, решений по воду земли и т.п., всего того, что можно просчитать и подготовить заранее.

https://utro.ru

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Защита механизма: страхование средств на электронных кошельках планируют запустить в 2025-м

Как будут страховать электронные кошельки Законопроект о страховании средств на электронны…