Спустя месяцы этот бой будут сравнивать со сражением в Брестской крепости и с подвигом Панфиловцев. Но сначала о трагедии хотели умолчать. Тела 84-х десантников подвозили вплотную к вертолетам, чтобы скрыть эвакуацию от посторонних глаз. А потрясенные офицеры боялись говорить об этом вслух. Неизменным остается другое – 6-я рота псковских десантников ценой собственной жизни смогла остановить двухтысячную банду Хаттаба и спасла мирных жителей чеченских и дагестанских сел.
Высота 776 вблизи чеченского села Улус-Керт — именно здесь 29 февраля 2000 года произошла настоящая бойня, которая продолжалась в этом лесу в течение суток. Тогда 90 псковских десантников столкнулись с настоящей армией наемников Хаттаба, которая пыталась прорваться в Дагестан. Две с половиной тысячи бандитов планировали захватить сопку и непрерывно атаковали наспех укрепленные позиции бойцов 6-й роты. Без поддержки авиации, без подкрепления федеральных сил, десантники сражались до последнего патрона. Из 90 человек лишь каким-то чудом шестерым солдатам удалось выжить в этой кровавой бойне. Таких крупных потерь в элитных Воздушно-десантных войсках не было 50 лет – со времен Великой Отечественной войны! Из шестерых выживших четверо получили тяжелые ранения, и лишь двоих не тронула ни одна пуля.
Весной 2000-го никто и не мог представить, что может произойти такая трагедия. 29 февраля федеральные силы освободили от боевиков село Шатой. Над населенным пунктом развивался российский триколор, а генерал-полковник Геннадий Трошев объявил президенту об окончании масштабных боевых операций. Всем казалось, что война закончена. Но буквально сразу же стало известно, что в Аргунском ущелье сосредоточена крупная банда боевиков Хаттаба и Басаева. Бандиты хотели захватить село Ведено и через него прорваться в Дагестан, где планировали взять в заложники местных жителей и вынудить Федеральный центр пойти на переговоры.
Командование отдаёт приказ: не пропустить банду Хаттаба любой ценой! Но данных о том, сколько именно боевиков скрывается в горах и много ли у них оружия, у военной разведки нет. Бандиты прячутся в непроходимой горной местности. Туда из-за плохих погодных условий невозможно отправить вертолеты. К месту дислокации лагеря боевиков можно попасть только пешком. Подняться на гору Исты-Корд, обнаружить бандитов и доложить в штаб их координаты и численность поручают 6-й роте 104-го парашютно-десантного полка Псковской дивизии ВДВ.
За день до сражения 6-я рота выдвинулась в заданном направлении и заняла две высоты — 787 и 776. Солдаты начали оборудовать опорные пункты. К горе Исты-Корд на разведку отправили группу десантников. Внезапно 12 бойцов наткнулись на патруль боевиков и попытались его уничтожить, но наемников оказалось в разы больше, они открыли шквальный огонь. Поняв, что численность противника превосходит силы десантников, командир батальона Марк Евтюхин приказал разведотряду прекратить огонь и отходить обратно, к высоте 776, иначе боевики отрезали бы бойцов от основной группы и попросту расстреляли.
Боевики начали наступление на высоту 776 сразу с трех сторон. Псковские десантники пытались вызвать подмогу, но поддержка прорвется к ним только через сутки. Все это время лишь два взвода вели неравный бой. Третий взвод растянулся при подъеме на гору на три километра и был уничтожен боевиками. Через шесть часов после боя потери роты составляли больше 30 человек. Но у боевиков потери в разы больше: чтобы уничтожить десантников, они бросали в атаку всё новые силы. В этот момент Марк Евтюхин решил пойти на хитрость. Чтобы бандиты продолжали думать, что десантников — целая рота, он отдал бойцам приказ менять огневые позиции и вести стрельбу из разных точек. И хотя уже всем стало понятно: продолжать сопротивление бессмысленно, бойцы псковсковской дивизии вели сражение.
Это кажется невероятным, но всего нескольким десантникам удалось продержаться ещё целый день. С наступлением темноты боевики прекратили миномётный обстрел позиций бойцов. Воспользовавшись паузой, Эмир Хаттаб по радиостанции вышел на связь с комбатом Евтюхиным и предложил сдаться. Хаттаб гарантировал, что не будет никого убивать, и даже обещал десантникам миллионы долларов – в обмен бойцы должны были сложить оружие и позволить боевикам спокойно уйти в Дагестан. Но оставшиеся в живых десантники не сдались. Они решили стоять до конца, хотя патронов уже не оставалось. С сотнями боевиков отборного отряда Хаттаба «Джимар» бойцам 6-й роты пришлось драться врукопашную.
Бандиты были обколоты наркотиками, они не чувствовали страха и боли и буквально затаптывали все вокруг. Но, несмотря на это, боевикам не удалось сломить отчаянное сопротивление. Тогда Хаттаб отозвал своих наёмников и решил дождаться утра, чтобы при свете дня добить уцелевших десантников. Бойцы поняли: если к утру к ним не придёт подмога, то Хаттаб точно их убьёт, а сам безнаказанно уйдёт. Тогда прорваться из окружения и вызвать подкрепление решил командир взвода Алексей Воробьёв. Он знал, сдержать многотысячную бандитскую группировку можно только в одном случае: если к осажденным десантникам подойдёт подмога. Но найти место боёв в непроходимых горах не так просто, а ждать, пока на них случайно выйдут, бойцы не могли. Поэтому старший лейтенант Воробьев приказал Христолюбову идти к своим и привести помощь. А комбат Евтюхин решил отвлечь боевиков и вызвал огонь на себя.
Чтобы поскорее привести подкрепление к осаждённым десантникам, солдаты бежали без остановок всю ночь. К утру они добрались до расположения части и доложили командиру полка: оставшиеся в живых десантники продолжают сопротивление. Они впятером сдерживают натиск до зубов вооруженного и озверевшего противника. Боевики вот-вот их перебьют и уйдут в Дагестан. Однако подкрепление на гору Исты-Корд выдвинулось только поздно вечером. К тому времени, когда помощь пришла, на высоте 776 её уже никто не ждал.
Спустя месяцы этот бой будут сравнивать со сражением в Брестской крепости и с подвигом Панфиловцев. Но сначала о трагедии хотели умолчать. Тела 84-х десантников подвозили вплотную к вертолетам, чтобы скрыть эвакуацию от посторонних глаз. А потрясенные офицеры боялись говорить об этом вслух. Неизменным остается другое – 6-я рота псковских десантников ценой собственной жизни смогла остановить двухтысячную банду Хаттаба и спасла мирных жителей чеченских и дагестанских сел.