Общая сумма задолженности россиян, которые по закону могут объявить себя банкротами, составила на 1 июня 2017 года 24,74 млрд рублей. По сравнению с началом года показатель увеличился на 65%, посчитали для «Известий» в Национальном центре банкротств (НЦБ). Эта сумма может быть либо полностью списана, либо реструктуризирована, что влечет за собой потери для банков. Реструктуризация для банков выгоднее, чем признание должника банкротом, уверяют эксперты.
По оценкам НЦБ, на 1 декабря 2016 года общая сумма долга попадающих под закон о банкротстве граждан перед кредитными организациями составляла 15,46 млрд рублей, на 1 июня — уже 24,74 млрд. В организации установили, что величина безнадежного долга одного потенциально несостоятельного гражданина сейчас составляет в среднем 1,6 млн рублей. По сравнению с началом года этот показатель вырос на 26% с 1,27 млн. При этом общая сумма обязательств россиян, каждый из которых задолжал банкам свыше 3 млн рублей, сейчас составляет около 3,71 млрд рублей. По сравнению с началом года показатель упал на 57% с 6,99 млрд.
По словам директора НЦБ Дмитрия Токарева, в настоящее время четко вырисовывается тренд, когда суды признают должников банкротами в 90–95% случаев, что не всегда подразумевает полное списание долгов.
— Необходимо различать признание судами физического лица банкротом и освобождение от денежных обязательств по итогам рассмотрения банкротного дела должника, — пояснил Дмитрий Токарев. — Сейчас упор судами делается на финансовый отчет арбитражного управляющего. Полное списание долгов по сложившейся практике составляет 65–70% случаев.
Сейчас процедурой банкротства предусмотрены два варианта развития событий. Первый — реструктуризация долга, при которой, например, увеличивается срок кредитования и снижается размер платежа для того, чтобы заемщик мог своевременно вносить ежемесячные платежи. Второй — полное списание задолженности. Это влечет за собой продажу имущества должника при участии финансового управляющего.
По словам директора дирекции розничного бизнеса Росевробанка Дмитрия Фалалеева, рост совокупного долга потенциальных банкротов вызывает серьезные опасения.
— В этих условиях дальнейший рост потребительского кредитования — довольно опасный процесс, — отметил Дмитрий Фалалеев.
По данным Росстата, реальные доходы россиян в апреле упали на 7,6% в годовом выражении. По данным ЦБ, на 1 мая 2017 года объем безнадежных розничных ссуд — с просроченными платежами от 90 дней — составил 994,8 млрд рублей, или 9,3% от общего объема кредитов населению. С начала года показатель вырос на 1,8%.
По прогнозам представителя Росевробанка, к концу года объем совокупного долга потенциальных банкротов может достигнуть 28 млрд рублей.
По словам экспертов, банкам выгоднее реструктуризация задолженности, чем признание клиентов банкротами. В пресс-службе ВТБ «Известиям» заявили, что основная цель для кредитных организаций — вернуть средства и сохранить клиента.
— Реструктуризация помогает решить эту задачу по клиентам, столкнувшимся с финансовыми трудностями, — пояснили официальные представители ВТБ. — Главное условие — намерение и способность заемщика вернуть долг. Если оно не соблюдается, принудительное взыскание — через процедуры банкротства или исполнительного производства — становится единственным выходом. ВТБ24 и розничный бизнес банка ВТБ рассматривают банкротство как крайнюю меру, стараясь в первую очередь помочь клиенту, в том числе за счет проведения реструктуризации.
В пресс-службе ВТБ отметили, что банкротство для заемщиков в отличие от реструктуризации имеет определенные последствия: изъятие денежных накоплений, хранящихся в виде вкладов или на счетах в банках, ограничение на выезд за границу и т.д. Но на данный момент доля таких клиентов минимальна и не вызывает опасений у банков, указали в ВТБ.