У двух достопримечательностей Новокузнецка из ТОП-17 объектов культуры регионального и муниципального значения — Театра металлургов и Новокузнецкого драматического театра — гораздо больше общего, чем это кажется на первый взгляд. Во-первых, они носили одно имя и вообще были одним целым. А свою историю начинали у тех самых старых телег, под которыми лежали жующие подмокший хлеб рабочие из стихов Маяковского про город-сад.

Сейчас и не найти имён первых Офелий и Гамлетов кузнецкстроевской сцены – остались только стеклянные пластины 30-х годов с проступающими серебряными тенями кажущихся почти нереальными лиц тогдашних актёров. Они хранятся в музее Бардина.

Сначала «летучие бригады» приезжих актёров, которые лежали под теми же телегами и ели тот же хлеб, что и все кузнецкстроевцы, а вечерами учительствовали в кружках ликбеза, – устраивали собственные представления. Это был театр для рабочих, а вскоре он и сам стал рабочим.

Строители, а потом и сталевары после тяжкой, многочасовой смены репетировали, играли в спектаклях, которые всегда давали к выплавке первого чугуна, к запуску мартена, к очередной годовщине Великой Октябрьской. У любителей и профессионалов тогда был общий дом – деревянный клуб имени непримиримого латышского революционера Эйхе, организатора коллективизации, раскулачивания и партийных чисток.

Почему Эйхе? Ну во-первых, Роберт Индрикович был ещё из «старой школы» революционеров и к тому же верным сталинцем. А в 1924 году и вовсе стал главным человеком в Сибири — сначала заместителем председателя Сибревкома, а вскоре и председателем Сибирского краевого исполнительного комитета.

Ближе к началу невиданной стройки небывалого завода — меткомбината имени Сталина — Эйхе уже первый секретарь Сибирского крайкома Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Большой человек! Это он был организатором коллективизации и раскулачивания в Сибири и членом комиссии «для выработки мер в отношении кулачества».

В августе 1931 главная — и единственная — городская газета «Большевистская сталь», орган печати партии и рупор кузнецкстроевцев, напечатала заметку «На Кузнецкстрое будет театр». Та труппа — ещё не разделившаяся на любителей и профессионалов — состояла из 60(!) человек. И тогда же был сформирован симфонический оркестр из 15 музыкантов.

А когда в начале 33-го клуб деревянный клуб имени Эйхе сгорел, кузнецкстроевцы за 200(!) ударных дней построили новый — капитальный. Но гордое имя, понятно, менять не стали. Причём это здание — нынешний Театр металлургов — стало первым, которое в нашем городе спроектировал будущий немецкий министр — архитектор Генрих Козель. А

появился рабочий театр рядышком с заводоуправлением меткомбината имени Сталина. Знаково, правда?

В свой первый театральный сезон, официально открывшийся в ноябре 1933 года, актёры-кузнецкстроевцы дали 87 спектаклей. Причём это была не «обязаловка» – заводчане сами покупали билеты в театр, и было продано 80 тысяч таких билетов. Открывались, разумеется, премьерой — «правильным» спектаклем «Интервенция» по пьесе Льва Славина. Хотя были и другие — совсем не революционные — премьеры: «Борис Годунов» Пушкина, «Иванов» Чехова.

В 34-м, занимаясь организацией жизненно необходимых молодой стране Советов хлебозаготовок, Роберт Индрикович Эйхе вытребовал от Политбюро право на расстрел «саботажников» на подведомственной ему территории.

В 36-м у нас в городе открылся Дворец культуры кузнецких металлургов, который заводчане в духе того времени называли цехом культуры. Туда переехал любительский театральный кружок. Ну а наш будущий театр драмы остался на площади заводоуправления.

В 37-м в Сибири при непосредственном участии Эйхе были репрессированы почти 35 тысяч человек. В тот же год его назначили наркомом земледелия СССР. А на следующий — арестовали по обвинению в создании «латышской фашистской организации» и, не очень долго думая, расстреляли.

А городской театр имени Эйхе тут же переименовался в честь Серго Орджоникидзе. Во время Великой Отечественной войны он уступил свою сценическую площадку театрам из Москвы и Украины, а сам переехал в Ленинск-Кузнецкий, продолжая давать спектакли.

А когда наступили мирные дни, и эвакуированные театры разъехались по своим домам, наш драм тоже вернулся домой — на площадь заводоуправления. Так что на Театральную площадь с Театрального переулка смог переехать только в 1963 году, когда и было торжественно открыто специально построенное для него здание в имперском классическом стиле.

Полина Тихомирова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Минуглепром Кузбасса прокомментировал вопрос о повышении зарплаты горнякам

Ранее в соцсетях появилось обращение жительницы Кузбасса, в котором она поинтересовалась, …