Привычная трудовая книжка совсем скоро может стать анахронизмом. К 2020 году её заменит цифровой документ, в котором будет содержаться вся информация о трудовом пути работника. Выиграют ли от этого работники и как это отразится на рынке труда, эксперты и депутаты разбирались на прошедших в Госдуме парламентских слушаниях.
Быстро и удобно
«Цифровизация трудовых отношений значительно сократит издержки на содержание сотрудников кадровой службы», — считает заместитель министра труда и соцзащиты Любовь Ельцова. Выиграют от нововведений и сотрудники. Когда подойдёт время выхода на пенсию, они будут застрахованы от неприятных сюрпризов, когда из-за описок или неточностей в записях могут, например, возникнуть проблемы с учётом стажа.
«Иногда, если место работы находилось в другом городе, или этой организации давно не существует, трудовой стаж так и не удаётся подтвердить», — заметила чиновник. Ельцова добавила, что с появлением электронной трудовой книжки, данные которой автоматически будут передаваться в Пенсионный фонд, подобные неприятности уйдут в прошлое, а само оформление пенсии будет происходить значительно быстрее.
Тут надо предусмотреть какую-то очень современную защиту вроде пин-кода банковской карты.
При этом председатель Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев считает, что в электронную форму надо переводить не только трудовые книжки, но и трудовые договоры с работником. «Это особенно удобно, если работник решил переехать на работу в другой регион. Этому, как правило, предшествует устная договорённость с работодателем. Но приезжает человек на место, получает на руки договор, а там ни зарплата, ни условия труда не соответствуют тем, что обговаривали ранее. Получается, что человек на дорогу потратился и остался у разбитого корыта», — отметил депутат.
С цифровым договором совсем иная история. Документ приходит работнику по электронной почте, и после того, как работник убедился, что его всё устраивает, он подписывает документ при помощи электронной подписи и отправляет работодателю. «На всю процедуру уйдёт не более 15 минут. Быстро и удобно», — заметил Сергей Жигарев. Он добавил, что для того, чтобы это стало возможным, необходимо внести поправки в Трудовой кодекс и закон об электронной подписи. Такие изменения уже предусматривает законопроект, который сейчас разрабатывается в Правительстве. «В Думу он должен поступить до февраля 2019 года», — сообщил глава комитета.
Что мешает «цифре»
Несмотря на все преимущества цифрового оформления трудовых отношений, существует и немало препятствий для их введения. Первое — защищённость информации.
«Вопрос в том, у кого будет ключ к записям в электронной книжке, — подчеркнул лидер ЛДПР Владимир Жириновский. — Если у работника, он себе туда может вписать несуществующую квалификацию. Если у работодателя, то тоже сохраняется много возможностей для намеренного искажения сведений, например о стаже. Тут надо предусмотреть какую-то очень современную защиту вроде пин-кода банковской карты».
Впрочем, как показывает увеличение числа мошенничества с банковскими картами, опытных злоумышленников пин-код не останавливает. Могут ли подобные аферисты начать подделывать и трудовые книжки? Специалисты, отвечая на этот вопрос, обычно говорят о высокой степени защиты электронных баз, например базы Росреестра. Однако существует она чуть больше года и этого срока пока явно недостаточно, чтобы с уверенностью делать выводы о неуязвимости.
Мешают цифровизации трудовых отношений и законодательные пробелы. Так, в законодательстве пока нет ясности, имеет ли электронная форма подписи юридическую силу. «Сейчас электронная подпись на цифровом документе является необходимым, но недостаточным условием. Поэтому необходимо чётко прописать, каков будет её юридический статус в дальнейшем», — подчеркнул аудитор Счётной палаты Владимир Катренко.
Причём изменений потребует не только закон об электронной подписи, но и Трудовой кодекс. «Если мы внимательно будем читать этот документ, то обнаружим, что в нём словосочетание «под роспись» применительно к обязанностям работодателя упоминается 17 раз. А термин «в письменной форме», или «с письменного согласия» — 150 раз!» — констатировал председатель Комиссии по социальному законодательству Ассоциации юристов РФ Александр Куренной.
Кроме того, на пути «к цифре» в трудовых отношениях есть и техническое препятствие. Например, в Трудовом кодексе говорится, что для трудовой книжки должен быть использован специальный бланк. Осуществить же это в электронном виде не представляется возможным.
Словосочетание «под роспись» применительно к обязанностям работодателя в Трудовом кодексе упоминается 17 раз. А термин «в письменной форме», или «с письменного согласия» — 150 раз.
Впрочем, подготавливаемый в Правительстве законопроект пока многие из этих норм не отменяет. «Речь идёт о том, что та или иная форма документооборота будет использоваться в зависимости от согласия работника», — пояснила заместитель главы Минтруда Любовь Ельцова. В законопроекте говорится, что электронная подпись на документах, фиксирующих трудовые отношения, допускается, если работодателем принят в организации соответствующий внутренний документ, который устанавливает равнозначность документов, заверенных электронной подписью.
При этом подпись, которую должен поставить работник под своим согласием на новые правила, должна быть непременно «живой». Также работник может и вовсе отказаться от электронного оформления трудовых отношений. Словом, даже в случае принятия закона «живая» подпись из трудового делопроизводства не уйдёт.
Нововведения будут постепенными
«Введение электронных книжек и электронных трудовых договоров станет, несомненно, огромным прорывом в создании цифровой экономики в стране. Однако насколько к этому готовы наши граждане?» — задался вопросом председатель правления фонда социального страхования РФ Андрей Кигим. Опросы ВЦИОМ показывают, что среди работающих россиян почти каждый второй (53 процента) выступает за сохранение обоих форматов — электронного и бумажного — документов, а за полный переход на электронные носители высказались 18 процентов.
По мнению юриста по трудовым спорам Андрея Коркина, осторожность граждан связана прежде всего с тем, что в трудовой книжке зафиксирован стаж, размер которого непосредственно влияет на размер начисленной пенсии. «Переход на цифровые форматы должен осуществляться с оглядкой на возможные риски, и здесь очень важно смотреть, насколько успешно зарекомендовала себя уже введённая цифровизация других важнейших для каждого гражданина документов», — сказал эксперт.
Так, в 2016 году в РФ отменили бумажные свидетельства о собственности на недвижимость, заменив их электронной выпиской из Росреестра. «Ряд юристов тогда предрекали большое количество случаев мошенничества с электронной базой, однако пока мы не видим, насколько эти опасения оказались оправданными», — констатировал Коркин.