Сегодня начинается Масленичная неделя, а значит — расписание на ближайшие семь дней нам точно известно. Понедельник — это Встреча. Надо срочно сделать чучело из соломы, нарядить его в женскую одежду, покатать по улицам и поставить на вершине снежной горы. Вторник — это Заигрыш. Ну тут всё просто — юное неженато-незамужнее поколение завтра должно обмениваться романтичными «валентинками» и кидаться снежками на улице. Среда — это Лакомка. Ещё проще! В этот день наконец-то состоится официальное открытие «Голодных игр» на поедание всевозможных угощений. Четверг — это Разгул. Оторвёмся! Будем петь, плясать, вселиться или хотя бы устроим кулачные бои. Пятница — это Тёщины вечерки. В этот день все порядочные зятья угощаются у мам своих благоверных. Суббота — это Золовкины посиделки, во время которых будущие благоверные должны явить будущим свекровкам собственные кулинарные таланты. Ну а в воскресенье — Проводы Масленицы и Прощённое воскресенье. Надо не забыть попросить друг у друга прощения, хотя бы разочек слазить за подарками на Масленичный столб и, конечно же, сжечь соломенное чучело, символизирующее уходящую зиму.

Интересно, что раньше Масленицу гуляли не неделю, а целых две. Первую половину — до дня весеннего равноденствия. А вторую — после. Те, кто жил тода на территории нашей страны, считали, что время, когда дни становятся практически равны ночам, имеет особую силу. Особенно весной, когда земля пробуждается от зимнего сна и готовится снова стать мамочкой — будущего урожая. Ну и просто надо было нагуляться по самое не балуйся перед тем как опять начнётся — борони, сей, собирай, молоти!

Удивительно, но Масленица — это единственный языческий праздник, который православная Церковь приняла и признала таким, какой он есть! То есть вообще без «подходящего» библейского сюжета. Зато с блинами, столбами, потехами, боями и довольно-таки легкомысленными народными гуляниями, подразумевающими всевозможные — ай-ай-ай! — танцы-манцы-обжиманцы.

Правда, в XVII веке старая добрая Масленица была «отлучена» от идеологически неправильного весеннего равноденствия и привязана к правильной Пасхе. В церковном календаре она называется сырной или мясопустной седмицей и отмечается за 58 дней до Светлого Христова Воскресения. Ну а в народе больше прижилось другое название. Масленица — это потому, что перед Великим постом перед Пасхой православным разрешалось полакомиться кое-какими продуктами, в том числе, сами понимаете, маслом.

Только ещё до XVII века каждую Масленицу в каждой деревне праздновали собственную
— народную «Пасху». По этому случаю в дни весеннего равноденствия даже разыгрывалась специальная мистерия — старый миф, изложенный языком народного театра. В понедельник зима и смерть, красавица и чародейка Мара встречала Даждьбога, во вторник заигрывала с ним, в среду угощала блинами, в широкий четверг устраивала пир, соблазняя и спаивая его вином, а в пятницу распинала бога-солнце на Алатырской горе. Но в субботу весна и жизнь Жива, навещая свою сестру Мару, находила распятого Даждьбога. В Прощёное воскресение он прощался с Марой, отрекаясь от неё, а потом, воскрешённый и живой, брал её в жёны и прощал всех грешных людей.

А ещё до появления всенародно любимых Масленичных гуляний в дни весеннего равноденствия совершалось особое таинство, в котором участвовали только посвящённые. Они пели и плясали, жгли костры и делились пищей и питьём с вездесущими духами. Они просили их — богов и предков, которые тоже считались богами, а также животных, которых считали своими предками, — чтобы Колесо мироздания снова крутанулось и новая весна всё-таки пришла. А уверенности в том, что это произойдёт само собой без волшебной помощи ритуального транса, у этих людей просто не было!

А потом Масленица стала общим праздником. Правда, назывался он не Масленицей, а Комоедицей. Это не потому, что жители нашей тогдашней страны были сами не свои до блинных комочков. Нет, первый блин у каждой хозяйки был вовсе не комОм, а комАм. «Комы» — это медведи. А медведи у древних были очень даже распротранённым вариантом предков. А блины были популярнейшей поминальной пищей, потому что символизировали Солнце, которое хоть и умирало каждый вечер, но зато воскресало каждое утро.

Вот люди и несли все первые блины в лес — помянуть своих предков-комов. А «бонусом» в этой волонтёрской программе было то, что проснувшиеся после долгой спячки косолапые немного утоляли свой накопившийся за зиму голод и уже не так косились на странную двуногую «тушёнку», живущую по соседству c лесом. Ну а когда люди перестали считать медведей и прочую лесную живность своими предками, они пристрастились к довольно жестокой Масленичной забаве — медвежьим боям.

Сначала-то всё было честно — какой-нибудь удалец шёл один на один на дикого зверя, к которому входил в загон, вооружённый только палкой. А кто в итоге в этом загоне оставался — вообще-то было большим вопросом. Но через некоторое время в ход пошла безопасная для людей потеха — на привязанного к железному шесту косолапого натравливали собаку. «Забава» продолжалась, пока медведя полностью «не уходили» — правда, это стоило жизни целой собачьей своре. Однако «удальцы» оставались в целости и охранности, так как стояли в отдалении и только свистели и улюлюкали.

Инга Видалова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Один комментарий

  1. .

    13.02.2018 10:30 в 10:30

    Комоедицу древние славяне праздновали в дни весеннего равноденстия

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Фёдор Полищук: «Через работу, через труд придут и голы, и победы»

Главный тренер «Кузнецких Медведей» — о втором матче с «Мамонтами Югры» (1:2 Б). …