Производителей, которые хотели бы представить свои продукты, гораздо больше, чем существующих в России торговых сетей, считают в министерстве. Согласно его инициативе, в большие города могут вернуться автолавки и ларьки
В крупные города могут вернуться автолавки и ларьки. Законопроект о нестационарной и мобильной торговле в конце прошлого года разработал и внес в Госдуму Минпромторг. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Торговые сети, по его данным, занимают 30–40% рынка. «Но сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов», — отметил он, добавив, что «если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с развитием ее в других странах, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах». «А малая нестационарная розница — важнейший формат торговли, он существует везде», — признал чиновник.
Отвечая на вопрос о том, что киоски власти в России прежде убирали, Евтухов заметил, что «все в нашей жизни трансформируется и эволюционирует». «Можно палатки назвать ларьками, а можно павильонами. И сделать все красиво, удобно и комфортно для потребителей», — добавил он.
В будущем в российских городах, по его словам, может появиться «не менее 50 тыс. автолавок». «Дополнительные инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей», — подчеркнул замминистра, отметив, что плюс к этому «будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура».
«Малая нестационарная розница дает рабочие места не только в торговле, но и в смежных сферах. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тыс. рабочих мест», — указал Евтухов. Какие именно специалисты приводят такие данные, он не уточнил.
Разработанный в Минпромторге законопроект, по его словам, призван «защитить права предпринимателей» и «закрепить необходимые гарантии их деятельности». Остальных деталей об этом документе Евтухов не привел.
Мобильную торговлю, по его мнению, в случае принятия такого законопроекта «с удовольствием» развивали бы мясокомбинаты. «Малые форматы необходимы еще и потому, что в России имеется серьезный дефицит качественных торговых площадей. Малому бизнесу приходится переводить квартиры на первых этажах жилых домов в магазинчики, ютиться в подвалах и так далее», — добавил замминистра.
В Москве демонтировать все киоски местные власти решили в 2015 году. Снос торговых павильонов впоследствии прошел в 2016-м. В две волны было снесено более 200 построек. Затем в Минпромторге не раз рассказывали о разработке изменений в закон о регулировании торговой деятельности. Так, в мае 2017 года РБК стало известно о том, что правительство готовится рассмотреть законопроект ведомства о стандартах нестационарной и мобильной торговли. Поправки должны были положить конец «хаосу в регулировании» этого рынка. Министерство прогнозировало, что после принятия изменений в России может появиться 150 тыс. новых объектов торговли, а еще около 100 тыс. объектов будет реконструировано.
Спустя месяц Евтухов утверждал, что, по его данным, спрос на мобильные нестационарные объекты в России — «не менее 50 тыс. штук».
В октябре 2017 года ускорить принятие законопроекта, регулирующего работу киосков, председателя правительства Дмитрия Медведева просил бизнес-омбудсмен Борис Титов. А в ноябре 2017 года РБК выяснил, что кабмин вместо этого собирается рассмотреть вопрос о моратории на изменение закона «О торговле». Такое предложение, как указывали источники РБК, тогда внесли ретейлеры.
Фото: Юрий Белинский / ТАСС