Сегодня день рождения Веры Фёдоровны Павловой. Она оказалась в нашем городе – тогда он назывался Сталинском – в 1935 году. Совсем молоденькая: 21 год, неземная красота, все мечты о сцене. За тоненькими плечиками – только-только оконченное Новосибирское театральное училище. Но Вера – как декабристка – отправляется за мужем Борисом Грузиновым, направленным на сибирский советский металлургический гигант, выполняющий задачу №1 ударных пятилеток. И вместо того чтобы самой танцевать Одетту – начинает учить этому новокузнецких девчонок.

Вера Павлова создаёт в Новокузнецке школу балета. С её именем связан расцвет хореографического искусства в городе. Её ученики связывают свою судьбу с любительской и профессиональной сценой. О них – и нашем Новокузнецке – узнаёт весь Союз Советских Социалистических Республик.

В 1935-м она организовала балетный кружок во Дворце металлургов – и началось: «Русалка» Даргомыжского, вальс из «Спящей красавицы», вариации из «Конька-горбунка» и, конечно, «Вальпургиева ночь» Шарля Гуно, которая на олимпиаде художественной самодеятельности в её родном Новосибирске принесла дворцовому балету первое место, грамоту и ценный подарок.

Рабочие ещё недостроенного Сталинска после ударных производственных смен спешили не отсыпаться в свои бараки, а на концерты из маленьких номеров, завораживающих хрупкой волшебно-лебединой красотой. А их дети – девочки с ленточками в смешных косичках, стриженные мальчики – что есть силы тянули носочки у никогда и никем раньше не виданного балетного станка.

Ученики Веры Павловой танцевали так, что после очередного краевого смотра самодеятельности их пригласили в труппу строящегося тогда новосибирского театра оперетты. А во время войны она сама блистала в невесомой балетной пачке, на послушных летящих пуантах, в балетах эвакуированных в Сталинск московского и львовского театров. В 1944-м балерина вернулась в город, где родилась, и ещё пять лет солировала в его театре оперы и балета.

Это было прекрасно – и мучительно. Уже были дети, муж остался в другом городе, а Вера Фёдоровна – между Новосибирском и Сталинском, между виноватой нежностью к семье и неутолимой любовью к сцене. 35-летняя балерина Павлова оставляет новосибирский театр, вернувшись к мужу, только в 1949-м. И сразу же создаёт в сталинском Клубе строителей балетный кружок, которому в 1957-м было присвоено звание «Лучший коллектив художественной самодеятельности СССР».

Ей во всём помогает Борис Грузинов: когда-то он закончил консерваторию, так что сначала муж становится концертмейстером её балета, а потом начинает дирижировать клубным симфоническим оркестром, рождающим трепетно-живую балетную музыку. В 1960-м она ставит трёхактный балет Минкуса «Баядерка» – и всего-то за год её ученики и ученицы танцуют его 26 раз!

Хореографическому кружку Клуба строителей присваивают звание народного театра балета. Советский Новокузнецк обретает всесоюзную славу балетного города. На следующий год Веру Фёдоровну переманивают во Дворец металлургов, и она возвращает завораживающе-лебединые концерты конца 1930-х и делает новые потрясающие спектакли: «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Лебединое озеро» Чайковского, «Пер-Гюнт» Грига.

Её дворцовому коллективу в 1964-м тоже дают «народного». А её «дети» – счастливые, окрылённые – гастролируют по стране и миру. Пётр Мухортов, Валя Портная (Барадулина), Виталий Сергеев, Василий Тарасов, Валя Яблокова – эти имена в 1960-х знал весь Новокузнецк. В 1965-м у Веры Фёдоровны занимаются уже 120 мальчишек и девчонок. Балерине, хореографу, педагогу, заслуженной артистке РСФСР Вере Павлове удалось непредставимое – превратить кружковую самодеятельность заокраинного промышленного Новокузнецка в серьёзную школу любительского балета.

Говорят, она была очень требовательной и строгой, заставляя наиболее одарённых репетировать часами, прежде всего, оттачивая их технику, которую никак нельзя было назвать самодеятельной – она как раз удивляла своей профессиональностью. И это впечатляло – до зрительских слёз.


Легендарная Вера Фёдоровна Павлова однажды вывела на балетную сцену и новокузнечанку Татьяну Игошину. Первоклассница Таня жила рядом с Дворцом металлургов, летом с подружкой носилась у фонтана, увидела объявление о наборе. Девчонки страшно волновались, но решили идти. Придумали супероружие – настоящие костюмы, как у артисток! Это были сатиновые шароварчики – как у Пажа из кинофильма «Золушка», обожаемого детворой того времени, и знать не знавшей об Уолте Диснее и Голливуде.

Детей на набор пришло видимо-невидимо. Но, похоже, Вера Фёдоровна, и правда, не смогла устоять перед смешным сатином – взяла к себе обеих подружек. Через год они уже кружились по сцене в костюмчиках гномов – во взрослом балете. Несмотря на строжайший запрет, тайком прокрадывались на все репетиции балетных звёзд ДК КМК – ужасно нравилось!

Но самой талантливой и любимой ученицей Веры Фёдоровны, безусловно, была Валя Портная, с детства мечтавшая порхать прекрасным лебедем Одеттой. Только те переворачивающие душу мечты для девчонки, рождённой в Сталинске в 1936 году, были всё равно как у сказочной Золушки, вздыхающей о прекрасных балах. Война, бедное послевоенье – какие уж тут пуанты и балы-балеты. Надо было учиться, получить специальность: закончив семь классов, Валя поступила в педагогическое училище.

Ей 15, и она бегает в Клуб строителей «Сталинскпромстроя», где Вера Фёдоровна Павлова ставит со своими учениками сказочно-прекрасные спектакли под живой симфонический оркестр. Через год 16-летняя сталинская Золушка решается – Вера Павлова станет той феей-крёстной из сказки, из чьих рук обычная советская девушка получит волшебные хрустальные туфельки-пуанты.

Это непредставимо, немыслимо – любые балетные так скажут. Даже для самодеятельности с девочками нужно начинать заниматься в пять, хотя бы в семь лет. Чтобы приучить тело двигаться и жить на сцене как надо. А Валя для этого уже слишком, невозможно взрослая. Но её природный талант и упорство, готовность стоять у балетного станка часами, и, главное, её мечты и любовь её учительницы к балету совершают чудо.

Валя Портная не просто на сцене, не просто танцует «на пальцах» – Вера Фёдоровна делает её примой своего балетного кружка. А вскоре девушка танцует сольные партии в Колонном зале Дома Союзов на Всесоюзном смотре в Москве, и её признают лучшим исполнителем художественной самодеятельности страны.

…В 1972-м вся семья Грузиновых переехала жить в Кишинёв – в столицу тогдашней Молдавской Советской Социалистической Республики. Там в 2000-м Вера Павлова умерла.

Инна Ким

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Проходчика шахты раздавил комбайн

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области …