Смерть Бориса Березовского – одного из российских олигархов, бывшего замсекретаря Совета безопасности России – вызвала в мире много разнотолков. Одни считают, что его убили, другие придерживаются мнения, что смерть беглого олигарха – это всё-таки самоубийство…
Есть и любовная версия: роковую роль могла сыграть одна из покинутых жён олигарха (их было немало, и расставался Березовский с ними не всегда по-хорошему)…
Может быть, истину приоткрыл бы секретный дневник Бориса Березовского. Но судьба этого важного документа покрыта мглой тайны…
У автора программы “Момент истины” Андрея Караулова своя версия. Известный журналист считает, что Борис Абрамович… жив и его скоро следует ждать в России.
“Похороны Березовского были крайне странными: улыбки, мини-юбки, мама, которая “довольна тем, как это всё произошло”. Вполне возможно, что Березовский жив и здоров, – рассказывает Андрей Караулов. – И “закрыт” сегодня по программе “защита свидетелей”. Принц Майкл Кентский, утративший, впрочем, свой династический статус из-за брака, друг и главный “покровитель” Бориса в Лондоне, ещё год назад, насколько мне известно, обращался с таким предложением в соответствующие структуры. Он искренне полагал, что жизни Березовского угрожает опасность”, – говорит журналист.
“После похорон Бориса Абрамовича его 87-летняя мать сказала (цитирую дословно): “Я довольна тем, как это всё произошло”. Вот как? Она была на похоронах, не проронила ни слезинки, вечером вместо поминок был товарищеский ужин в любимом итальянском ресторанчике Бориса “Аллоро” близ “офиса” Березовского”, – отмечает Караулов.
“Несколько лет назад я в Лондоне снимал Березовского для “Момента истины” – в то время, когда его матери делали хирургическую операцию. Он довольно часто у нас выступал, раз двадцать, наверное (это к вопросу о свободе слова). Так вот, каждые 15 минут Борис кидался к телефону: “Как наркоз? Она вышла?”. Говорю: “Может быть, перерыв?” – “Нет, работаем”. Для врача у него был специальный телефон. Только врач, больше никто не мог позвонить. Когда он услышал, наконец, что всё в порядке, мама пришла в себя, он вздохнул: “Вот теперь перерыв…” И минут 40 приходил в себя…”, – рассказывает журналист.
“Да, последние лет семь Березовский не мог жить без кокаина. Это началось ещё в Москве. Всё равно: ни под каким кокаином при живой матери он не покончил бы с собой; он мог убить себя, но не мог убить её, значит, он не мог убить и себя…”, – уверен Караулов.
И о юридической стороне этой истории.
“Если (в рамках программы защиты свидетелей) появляется официальный документ о факте смерти, выданный полицией Лондона, сразу (по факту смерти) закрываются все уголовные дела – я о России. За смертью подозреваемого. И дела сдаются в архив, уголовное преследование, естественно, прекращается, ибо преследовать некого. Такова процедура. Уголовное дело всегда уходит либо в суд, либо в архив – посмертно не судят. А у Березовского, если он жив, автоматом появляется новое гражданство – Великобритании. Новый паспорт, новое имя (не Платон Еленин, здесь нет этой примитивной игры). Плюс, главное, пластическая операция. И тогда, получив туристическую визу, Березовский может легально – под новым именем, но легально! – приехать в Россию. Справка о его смерти выдана государством”, – заявляет Караулов, отмечая, что “если на его Родине у кого-то возникает подозрение, что он, Березовский, жив, это всего лишь частное мнение: существует официальный документ, что Борис Березовский мёртв, и желающим могут показать его могилу”, – разъясняет журналист.
“Иными словами, вместо гражданина России теперь есть гражданин Англии, и Англия его защищает во всех уголках света. Да и уголовные дела закрыты, в “базе данных” “Березовского Бориса Абрамовича” уже нет, т. е. новому “английскому Березовскому” все дороги открыты. Березовский под чужой фамилией – это уже не Березовский, это гражданин Великобритании, и задержать его за старые грехи невозможно, ибо, ещё раз скажу, грехи эти “умерли” в архиве вместе со смертью подозреваемого!” – подчеркивает Караулова.
“Нет ни одной фотографии, где Березовский в гробу. Слухи роятся с первых же минут смерти, и наглухо закрытый гроб их подтверждает… Мёртвым Березовского (якобы мёртвым) видели (якобы видели) только два человека – охранник и Галина, бывшая жена. Никто из английских патологоанатомов не взял на себя эту смелость – заявить, что они работали именно с трупом Березовского. Как просто – хотя бы одна фотография! Нет”, – отмечает журналист.
По его мнению, “Борис Абрамович с ума сходил от тоски и поддерживал себя исключительно кокаином. Кто-то не может жить без жены, а он мог. Жён у него было немало. Но ещё больше, чем жён, он любил деньги. А в России остался весь его бизнес. Весь! Более того, он действительно обращался к Путину, просил о возвращении, каялся, говорил, что сделал “системную ошибку”. Одно письмо полностью написано от руки, другой экземпляр – на компьютере, но его закорючкой подписана каждая страница…”.