Спешу успокоить всех театралов – особенно поклонников творчества Набокова! Самая ожидаемая премьера года состоится – как и было запланировано – 20 и 21 марта в 18:30 на сцене Новокузнецкого драматического театра. Уже через три дня наши артисты будут играть «Лолиту»! Скандальный, нежный, невозможный спектакль «о любви с извечного взгляда» – табуированной, преступной, губительной. Режиссёр «Лолиты» – 33-летний Ярослав Рахманин – назвал эту постановку своим гештальтом. Получилось ли у нашего талантливого земляка – а Рахманин родился и вырос в Кемерово – закрыть этот мучительный, провокационный гештальт? Совсем скоро мы сами всё увидим!
У новокузнецкой «Лолиты» вообще непростая судьба. Но удивительно счастливая! Сначала спектаклю – ещё в виде наброска – повезло встретить своего режиссёра. Ярослав Рахманин – очень интересный молодой творец. Нервный. Нежный. Размышляющий. На любом художественном материале – будь то даже древнегреческий трагик Софокл! –говорящий о тех, кто сидит в это время в зале. И честно пытающийся ответить на «вечные» вопросы искусства: зачем мы, кто мы, какие мы.
Из-за этого ещё во время репетиций постановка задевала за живое, ранила и режиссёра, и артистов, пытающихся найти нечто из нашей обыденной жизни в выходящей за рамки истории о преступном чувстве мистера Гумберта к 12-летней Ло-Лоле-Долли-Долорес, становящейся в его объятиях Лолитой.
Да, этот спектакль сложно шёл к зрителям. Хотя на прошлогодней театральной лаборатории в Новокузнецке, посвящённой пространствам Набокова, рахманинский эскиз по самому скандальному и популярному роману мастера произвёл фурор. Тогда же в драмтеатре приняли решение взять в репертуар «Лолиту»-спектакль. С тем же режиссёром и актёрами – Полиной Зуевой и Александром Шрейтером.
Однако воплощение заведомо успешной идеи казалось далёким, возможно, даже несбыточным. Анна Резвова, руководитель литературно-драматургической части, прокомментировала это так: получить разрешение на постановку будет очень непросто.
Проблема была не только в цене на право использования сценической версии набоковского произведения. Она могла быть как запредельной, так и никакой. Главное – его требовалось испросить у американского агентства, занимающегося наследием русского гения, который «страны менял, как фальшивые деньги, торопясь и боясь оглянуться назад» и, в конце концов, навеки успокоился в маленькой швейцарской деревушке Кларан недалеко от Монтрё.
Но мы не привыкли отступать! Театр из Новокузнецка связался с WME Agency (так называется агентство). А параллельно Анна Резвова прорабатывала альтернативные варианты с известным российским набоковедом: например, поставить спектакль «по мотивам» сценария «Лолиты», написанного самим Набоковым, а этим набоковедом переведённого.
И новая удача! Специалисты WME Agency доброжелательно отнеслись к театру «из далёкой Сибири», посоветовав, как можно поставить спектакль с наименьшими хлопотами. Дело в том, что как раз в 2019 году – когда по счастливому стечению обстоятельств в Новокузнецке «замахнулись» на «Лолиту»! – в Россию были переданы права на пьесу американского драматурга Эдварда Олби, написанную по мотивам знаменитого романа Владимира Набокова ещё при жизни его сына Дмитрия Владимировича.
Судьба «Лолиты» Олби в нашей стране оказалась в руках Независимого театрального проекта – и переговоры о будущей постановке пошли как по маслу! Так что ещё весной 2019 года спектакль вошёл в премьерный план Новокузнецкого драматического театра.
К слову, Дмитрия Владимировича Набокова после выхода «Лолиты» Олби переполняли нешуточные эмоции: «…Это гротескная карикатура! Если бы отец увидел её, он бы ужаснулся. И у вас в стране это не только напечатано – кажется в журнале «Даугава», но и ставится в театре. Предвижу, что неизбежное количество идиотов, считающих «Лолиту» порнографией в ближайшее время в СССР возрастёт…»
Тем интереснее будет премьера!
Инна Ким
NK-TV.COM