Минувший сезон, как это ни печально вспоминать, не порадовал болельщиков “Металлурга”.

Нашу команду шатало из стороны в сторону в течение всего регулярного чемпионата. И в конце концов новокузнечане обидно пролетели мимо плей-офф. Едва ли не единственным лучом света в темном царстве стала игра первой тройки нападения Максим Кицын — Валерий Поляков — Даниил Ердаков. Недаром в списке лучших бомбардиров регулярного чемпионата-2019/2020 Высшей хоккейной лиги они заняли первое, второе и четвертое места. Первый — Максим Кицын.

Капитан “Металлурга” переписал все рекорды результативности “вышки”. В 53 матчах набрал 69 (39+30) очков по системе “гол+пас”. Конечно, его достижения не состоялись бы без партнеров по звену. Совместными усилиями они “прокачали” друг друга. Поляков стал лучшим ассистентом и вторым среди бомбардиров — 56 (20+36) очков в 51 поединке. Ердаков расположился на четвертой строчке — 52 (19+33) балла в 52 матчах. Добавим, что на этих же позициях новокузнечане оказались и по показателю полезности: Кицын — “+34”, Поляков — “+29”, Ердаков — “+27”.

Естественно, такая результативность не могла остаться без внимания клубов Континентальной хоккейной лиги. Да и сам хоккеист не скрывает желания пойти на повышение. Но до сих контракта ни с кем не заключил.

С актуального вопроса: “Насколько важно играть в КХЛ, а не в ВХЛ?” и начался разговор с воспитанником новокузнецкого “Металлурга” Максимом КИЦЫНЫМ:

— КХЛ — это высший уровень. Но не важно, где именно играть. Главное — хорошо играть. В КХЛ и ВХЛ у меня разные роли. В КХЛ более мастеровитые хоккеисты, выше скорости. Но в любой лиге надо делать то, что от тебя требуют, и тогда всё получится.

— Последний опыт игры в КХЛ у тебя был не самый удачный?

— Не могу сказать, что в том же “Адмирале” (Владивосток) было всё плохо. И после сезона в “Адмирале” не планировал уходить в ВХЛ. Думал, у меня будет работа в КХЛ. Но сократили команды в КХЛ, и не нашлось места, поэтому пришлось уйти в ВХЛ.

— Ты бы согласился провести еще один такой же результативный сезон в “Металлурге” или средний в “Адмирале”?

— Сложный вопрос. Есть свои и плюсы, и минусы. Дома играть — здорово и классно! Но хочется расти, играть в более высокой лиге. А в уме держишь, что если не получится найти команду в КХЛ, то придется играть в ВХЛ. И здесь лучше всего, конечно, помогать родной команде.

Как закаляют хоккеистов

— Какой вариант тебе больше подойдет в КХЛ? Средний клуб, но зато много игрового времени? Или один из лидеров, с перспективой побороться за Кубок Гагарина, однако не так часто выходя на лед?

— У меня была похожая ситуация в Американской хоккейной лиге с фарм-клубом “Лос-Анджелес Кингз”. Я пришел в “Манчестер Монархс”, одну из лучших команд АХЛ. Там можно было просидеть на скамейке и ждать своего шанса, которого, в принципе, я так и не дождался. Передо мной было четыре праворуких хороших нападающих, которые сейчас играют в Национальной хоккейной лиге или КХЛ — Тайлер Тоффоли (“Ванкувер Кэнакс”), Брэндон Козун (магнитогорский “Металлург”), Брайан О’Нил (финский “Йокерит”), Линден Вей (сейчас подписался с питерским СКА). В большинстве других клубов они бы уже играли в НХЛ, но генеральный менеджер “Кингз” говорил, что в “Лос-Анджелесе” все должны пройти через АХЛ. Манчестер — не самый привлекательный город в Америке. Дин Ломбарди считал, что трудности закаляют, что игрой в “Манчестере” нужно доказать свое право играть в НХЛ. И вот эти ребята по уровню соответствовали НХЛ, а я еще и близко не был в то время. Не так просто было пробиться…

— Кого еще можно выделить из той команды?

— Например, центрфорвард Джордан Уил, кстати, тоже праворукий, сейчас играет за “Монреаль Канадиенс”. Нападающий Таннер Пирсон, который с тем же Тоффоли выигрывал Кубок Стэнли за “Кингз” в 2014 году, сейчас оба в “Ванкувере”. Еще один форвард, Николас Делорье, где только не играл, сезон-2019/2020 за “Анахайм Дакс”. Больше половины того “Манчестера” выступают в НХЛ. Сильная команда была.

— Насколько важна игра в фарм-клубе?

— Выживает сильнейший. Тех же Тоффоли и Пирсона вызывали в НХЛ на пару-тройку матчей, а затем опять отправляли в фарм. Смотрели, смогут ли они выдержать это, не сломаются ли. В итоге ребята заиграли и помогли “Кингз” завоевать Кубок Стэнли. А недавно разговаривал с отцом, так раньше в высшей лиге СССР было восемь-десять команд. И все хоккеисты стремились туда попасть. Сумасшедшие сборы были, нагрузки просто нереальные. В такой ситуации действительно выживали сильнейшие, что приносило результат. Естественно, сейчас другое время. Но и в наше время многие руководители клубов устраивают игрокам закалку фарм-клубом.

— Сейчас “Кингз” переживают не лучшие времена. Насколько тебя это задевает?

— Я подписан на группу “Кингз” ВКонтакте, еще с тех времен, когда играл в системе клуба. Иногда смотрю результаты, все-таки команда ближе мне, чем остальные в НХЛ. Но слежу уже не столь пристально. Кстати, и в АХЛ они сейчас не блещут. Всё поменялось, и мало осталось ребят, с которыми я играл вместе тогда. Там сейчас фармом является “Онтарио Рейн”, оттуда до Лос-Анджелеса всего 50 минут на машине. Онтарио — это город в Калифорнии, а не в Канаде. Для сравнения: Манчестер был в шести часах лёту.

Без доверия — никуда

— Мог ли ожидать, подписывая контракт с “Металлургом”, что станешь лучшим бомбардиром ВХЛ, переписав рекорды результативности лиги?

— Когда подписывал контракт с “Металлургом”, знал, что будет большое давление. Помнил еще по временам, когда команда играла в КХЛ, как мне попадало ото всех за не самые удачные матчи. И поэтому переживал, заключая контракт. И хочется, и колется. Но меня заверили, что помогут полностью раскрыться. С первого дня поставили в звено с Валерой Поляковым и Даниилом Ердаковым — у нас как-то начало получаться. Плюс стали забивать в контрольных матчах, много — на турнире в Санкт-Петербурге. И мне сказали, что я задрал планку очень высоко, и если опустишь ее немного, то сразу разговоры пойдут. Мол, у тебя выбора теперь нет, дружище, надо соответствовать. И у нашего звена получилось стабильно держать этот высокий уровень практически весь сезон. Это большая заслуга партнеров по звену. Благодарность тренерскому штабу и руководству клуба за доверие. Без доверия никуда не уедешь — ни в хоккее, ни в любом другом виде спорта.

— После выигрыша Кубка Петрова-2019 в составе карагандинской “Сарыарки” много вариантов продолжения карьеры было помимо “Металлурга”?

— Немного, но варианты были и хорошие. Скажем так: хлебные. Та же “Сарыарка” хотела меня оставить. Очень долго думал, менял решение по двадцать раз в день. За каждый вариант были свои аргументы. На самом деле две-три недели не знал, что будет дальше. Утром, например, думаешь: “Всё, остаюсь в “Сарыарке”. Тренер, команда — меня всё устраивает! Чемпионы, от добра добра не ищут”. В обед: “Надо домой. Там — семья. Еще предлагают роль лидера в команде”. Вечером: “А может, этот вариант?! Там ведь интересная команда собирается”. До последнего не знал, кого выберу. Но однажды все-таки решил: “Еду домой!”

— Какой довод перевесил?

— Мне понравилось, как меня видели в команде, хорошие условия по меркам ВХЛ. Разговаривал и со спортивным директором Александром Сергеевичем Китовым, и с главным тренером Дмитрием Геннадьевичем Пархоменко. Переживал: вдруг у меня может не получиться. Но меня заверили, что всё будет хорошо, чтобы я думал только о хоккее. Так и получилось, не пришлось отвлекаться на какие-то мелочи. Ну и, конечно, немаловажно, что Новокузнецк — мой дом.

Нестандартные игроки

— Не раз говорил, что без партнеров по тройке не сыграл бы столь результативно. Кто из них чем ценен именно в игровом плане?

— Валера — мозг нашей тройки. Он “кормит” нас передачами, частенько очень хитрыми. С другой стороны, то же самое можно сказать и про Даниила, у которого хороший обыгрыш. Получилось так, что мы все — нестандартные игроки, нам интересно действовать вместе. Часто ставим в тупик соперников. Да и своих ребят тоже, например, на тренировках. Когда что-то подобное происходит, то либо гол, либо опасный момент. У Полякова и Ердакова было хорошее звено вместе с Сергеем Барбашевым. И мне удалось вписаться к ребятам, хотя я другой игрок по сравнению с Сергеем.

— На тренировках что-то наигрывали? Или это у вас спонтанно получалось в матчах?

— Спонтанность, конечно, была. Но мы ведь знаем, кто что может сделать в тот или иной момент, поэтому внутри звена особо велосипед не изобретали. Для нас не было секрета, что мы можем играть в комбинационный хоккей.

— В сезоне ты был очень активен на “пятачке”, что на дальнем, что на ближнем. Этого от тебя требовал тренерский штаб или сам так играл?

— Если посмотреть, то за свою карьеру много забил с “пятака”. Но мало только приехать на “пятак”, надо, чтобы тебе передачу отдали. И с этим проблем не было — ребята там меня “кормили” передачами. Из-за этого получалось много забивать.

— Для тебя важно играть в большинстве?

— Ну да. Все хотят играть в большинстве, не только нападающие. И я — не исключение. Да и вообще хочется просто много играть. И когда ты постоянно выходишь в большинстве, то добавляется уверенности в своих силах. В большинстве темп игры поменьше, поэтому больше возможностей отличиться.

Звание капитана обязывает

— Несмотря на результативные действия вашей тройки, “Металлург” не смог пробиться в плей-офф. Почему? И нужны ли личные достижения, если команда неудачно выступила?

— Личные достижения могут помочь подписать контракт на улучшенных условиях. Но если бы удалось их совместить с командными успехами, то эти условия могли бы быть еще лучше. Почему не получилось выйти в плей-офф? Потому что проигрывали конкретные матчи. Если смотреть эти матчи, то будет видно, кто в каких моментах недоработал, кто что проиграл. Но уже много времени прошло — не хочется это вспоминать лишний раз, близко принял к сердцу нашу неудачу.

— Насколько для тебя важна была роль капитана в родной команде?

— Большая честь для меня. Играть стало чуть тяжелее, потому что несешь ответственность за всю команду. Поначалу было очень непросто, волнительно, но потом освоился. Рядовым игроком быть проще. Звание капитана обязывает, не каждому это по плечу.

— Для тебя это был первый капитанский опыт?

— В юношеском “Металлурге” был капитаном, когда мы в 2009 году выиграли чемпионат России среди хоккеистов 1991 — 1992 годов рождения. В финале “Магнитку” обыграли. Еще был капитаном на турнире сборных регионов. А во взрослой команде — первый опыт. Узнавал какие-то вещи у Даниила Ердакова. Мне лично нравилось, как он руководил командой. Но решили что-то поменять, когда у нас была серия поражений, и назначили меня капитаном.

— Из того чемпионского состава юношеского “Металлурга” кто сейчас играет?

— Защитники — Дмитрий Орлов, Захар Арзамасцев и Антон Капотов, нападающие — Иван Телегин, Вадим Митряков, Юрий Назаров. Имена хорошие, но их не так много. Тренировали нас Владимир Кормачев и Дмитрий Буценко, царство ему небесное. Они нас в рамки не загоняли, мы не боялись ошибиться. Если что-то не получалось, то нам давали еще шанс, доверяли.

— Вспоминаешь “серебро” “Кузнецких Медведей” в первом сезоне-2009/2010 Молодежной хоккейной лиги?

— Очень редко. Иногда болельщики напоминают о том сезоне. Да, приятно. Но эта страница давно закрыта. Сейчас надо добиваться чего-то на взрослом уровне.

— А про “золото” на молодежном чемпионате мира-2011?

— К каждому Новому году постоянно напоминают. Но очень много воды утекло с тех пор.

— Продолжим. Хет-трик в ворота мытищинского “Атланта” в КХЛ?

— Совсем не вспоминаю.

— Предпочитаешь жить сегодняшним днем. Назад не любишь оглядываться?

— Говорят, что без прошлого нет будущего. Но ведь и без настоящего не будет будущего. Сегодня надо сделать так, чтобы завтра было лучше. Дни пролетают быстро. И года тоже. В декабре мне уже 29 лет будет, не молодой. Но хочется верить, что у меня еще всё впереди.

Выбора не было

— Сложно жить в хоккейной семье?

— Своя специфика. Больше давления на тебя. На коньки меня поставили, когда не было еще и трех лет. Выбора у меня не было — отец играл, старший брат уже занимался хоккеем. Хотелось быть похожим на отца, на брата. При этом и получалось всё относительно легко.

— Брат старше тебя на три года. Чем он сейчас занимается?

— Тренирует детей в Кемерове. Кирилл неплохо играл в “Металлурге-2”. У него была возможность уехать в одну из канадских юниорских лиг, для него это было бы большим толчком в развитии. Но его не отпустили. И он “пересидел” во второй команде. В первую его не брали, хотя он был и капитаном, и бомбардиром в

“Металлурге-2”. Играл в Казахстане, в первенстве ВХЛ-Б, где победил в составе ХК “Тамбов”. Летом иногда работаю с ним, интересно, он пытается развиваться как тренер. Думаю, у него все получится на тренерском поприще.

— Алексей Иванович, заслуженный тренер России, по-прежнему дает тебе игровые советы?

— В этом году у меня много что получалось, было больше позитива. Поэтому он критиковал меня меньше. Разбираем с ним кое-какие игровые эпизоды. С детства у меня было право высказать свое мнение. Он мне подсказывает, но решение всегда принимаю сам. Его советы мне действительно помогают.

— А что говорит мама? Алла Геннадьевна ведь смотрит, как минимум, каждый твой домашний матч, являясь практически официально голосом новокузнецкого хоккея?

— Она была рада, что ее сын результативно играет за “Металлург” и держит марку. Но были и другие моменты. В матче с “Торпедо-Горький” в меня въехал один парень, но постарался вида не показать, как больно, чтобы не расстраивать близких и прежде всего маму.

— Расскажи еще о семье…

— Мою жену зовут Лиля. Дочь Алиса — 2 года 5 месяцев, уже вовсю разговаривает. Умиляет нас с женой, каждый день что-то придумывает. Расслабляться не дает, весело. Алиса знает, что папа играет за “Металлург”. Когда видит троллейбус с моим изображением, то кричит: “Папа едет!”.

Источник: Владимир Германский, «Кузнецкий рабочий»

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Она была первой и не должна стать последней

Редактор газеты «Кузнецкий рабочий» Вадим Речицкий объявил о приостановке выхода в свет из…