В ноябре мне повезло попасть ещё на одну интересную премьеру – актёр, режиссёр Олег Лучшев поставил со своими товарищами по Новокузнецкому драматическому театру «сложносочинённый» спектакль «Прощальный сон… Матёра». Примечательно, что постановка осуществлена на грант Союза театральных деятелей РФ. Когда в марте 2020-го была объявлена эта творческая стипендия, Олег, по его словам, как раз «лопатил» знаменитую распутинскую повесть. Режиссёр ухватился за возможность высказаться – рассказать о Родине. Получил грант. Первые репетиции начались в июле.
ПРОЩАНИЕ СО СТРАНОЙ
«Прощальный сон» Лучшева – это, прежде всего, конечно же, прощание со страной. Где Матёра гораздо больше, чем деревня-остров, малая родина распутинских героев, – это СССР. Наша огромная исчезнувшая Родина.
Оно, это прощание, происходит под звуки суперпопулярного хита 80-х «Миллион алых роз». На груди маленького Коли алеет пионерский галстук. На экране мелькают кадры перестроечной хроники – где все будто в пьяном угаре от предвкушения «капиталистических свобод». И «выстреливает» распутинский туман – он густо заволакивает Ангару, страну, живших и радовавшихся людей. В нём исчезает наше детство.
В конце 80-х Олег Лучшев был обычным советским подростком, он ходил в театральную студию при театре драмы и с гастролями новокузнецкой «Юности» исколесил всю страну, которая как раз рушилась… Такое не забудешь!
«Мне было хорошо, и у меня это забрали» – говорит режиссёр «Прощального сна». И признаётся, что его спектакль адресован «людям интеллигентного сердца». И прежде всего, поколению 40-летних – обездоленных, как и он.
«Мы сыты, одеты, всё есть, а счастья нет, – рассказывает Олег, – Твою «деревню» в любой момент могут затопить, закопать, задушить угольными отвалами».
ПРОЩАНИЕ С ЗЕМЛЁЙ
Спектаклем, состоявшимся в рамках проекта Новокузнецкого драматического театра «Терраса», режиссёр Лучшев прощается не только с детством и Родиной, но и – точно! – с Землёй. Затопление сибирских деревень из-за строительства Братской ГЭС, о которых речь в распутинском «Прощании с Матёрой», – это же только начало. Одно из многих вмешательств в жизнь нашей планеты, которыми XX век исковеркал природу, а XXI продолжает её убивать.
«Вот к чему мы пришли, «обменяв» Матёру на электричество, – усмехается Олег, – И это прогресс?! Это подмена! С 80-х у нас в стране произошло куча подмен… А для чего всё это? Чтобы построить общество потребления?!»
Существует мнение, что нынешний страшный коронавирус – это «ответка» Земли на экологические «безобразия» человечества. Вот и распутинская санитарная бригада, расчищающая обречённые деревни от домов и кладбищ людей, в конце спектакля Лучшева вдруг превращается в современную бригаду санитаров в белых защитных костюмах и масках.
Не удивительно! Ведь работа над «Прощальным сном» началась в разгар карантина, когда был введён масочный режим, объявлена социальная дистанция…
«Ковид обострил ощущение времени, – комментирует Олег, – Всё это очень болезненно – когда между живыми и мёртвыми полтора метра».
СВЯЗЬ РАСПАВШИХСЯ ВРЕМЁН
Так и получается, что всё рядом – 1980-е и 2020-е, затопленная Матёра и коронавирус. А подчёркнута эта связь распавшихся времён при помощи модной перепевки советского хита про алые розы, который исполняет популярная в мире южнокорейская группа.
Режиссёр апеллирует еще к одной супермодной год назад сториз. Помните? 16-летняя шведская школьница Грета Тунберг, выступления в ООН, «зелёное» подростковое сумасшествие…
На экране ненавидяще выплёвывает обвинения девочка – она как «маленький Гитлер», дирижирующий толпой марширующих подростков.
И внезапно всё превращается в гигантскую тусовку. Где диско-шар – Земля. Это её живое тело разрывают участвующие в символичном перфомансе жадные руки: «Хочу! Моё! Дай!»
ЖИВОЕ СЛОВО РАСПУТИНА
Музыка, сценография спектакля – всё щепетильно подобрано режиссёром Лучшевым: «В этом плане я эгоист» – улыбается Олег.
И хотя в его «Прощальном сне» звучит живое слово распутинского «Прощания с Матёрой» – для знакомого с повестью человека различия очевидны. Нет чарующей мистики – лиственя, духа Матёры. А вместо них – мистично звучащие разговоры с покойным уже отцом, которые будто въяве ведёт Дарья.
Эта роль стала просто «лебединой» для актрисы Новокузнецкого драматического театра Людмилы Адаменко. Чего стоит снящаяся ей щемящая сцена встречи с навеки оставшимся молодым мужем-солдатом, которая разыгрывается «на фоне» летящих журавлей!
Ещё одно отличие – сын Дарьи, Павел, работающий в посёлке, на земле, и со всех сторон, откуда не взгляни, положительный герой, у Лучшева оборачивается чрезвычайно неоднозначным персонажем (в спектакле его играет Сергей Ермаков). Он вдруг оказывается человеком в погонах. Который стоит не на защите родной деревни, матери,
стариков-земляков, а всего лишь выполняет приказы – как и разоряющая кладбища санитарная бригада.
ОЩУЩЕНИЕ КОНЦА
А главное – у Валентина Распутина, светло горюющего об утрате малой родины, пожертвованной электрификации Родины большой и вообще прогрессу, всё равно остаётся надежда. Такую войну пережили, такую страну построили! Отправили в космос первого человека…
Да, это тяжело, это горько – когда земля, где ты родился, должна исчезнуть, уйти на дно. Как твоё детство. Как прошлое. В конце повести Ангару и Матёру заволакивает туман… Но старики живы! Они вместе. Будто на каком-то сказочном, заколдованном острове…
Олег Лучшев дает намёк на нечто случившееся на ГЭС. Возможно, произошла авария, и вода затопила деревню раньше срока, погубив оставшихся там Дарью, Богодула (эту роль исполняет заслуженный артист РФ Вячеслав Туев), Настасью (её играет Наталья Пивоварова), Симу (Татьяна Лизунова)…
Ничего не видно в густом тумане. В котором раздаются только три голоса. Они одни на Ангаре – начальник-Воронцов (Евгений Лапшин), охранник-Павел да пьяница-дурачок (Александр Шрейтер). Ищут сгинувшую без следа Матёру, стариков. Не могут докричаться.
Герой Александра Шрейтера – беспутный Петруха – надрывно, отчаянно зовёт мать. Но никто не отвечает. Словно и некому больше ответить.
Ощущение конца – как чёрная вода – накрывает зрителей с головой.
ПОБЫТЬ СО СВОИМИ СЛЕЗАМИ
«Когда я ставил спектакли с детьми из театральной студии, где работаю с 2008 года, и когда два года назад мы выпустили постановку «Гоголь. Метаморфозы», я чувствовал настоящее счастье, а сейчас – ничего. В душе осталась только пустота» – признаётся Олег.
И всё-таки режиссёру очень хочется, чтобы этот спектакль жил. И мне – зрителю! – хочется. Потому что «Прощальный сон… Матёра» – про нас.
«Что я сделала, за что это мне?» – восклицает героиня Людмилы Адаменко, помимо воли ставшая свидетельницей гибели собственной родины. И мы, чьё детство прошло в одной стране, а юность наступила уже совсем в другой, понимаем Дарью как никто другой.
«Я поставил спектакль, который даёт возможность побыть со своими слезами, – комментирует Олег, – Конечно, он не самый простой и приятный. Вы живёте в этой ситуации, идёте в театр… И вас туда же затаскивают, обнажают все ваши болевые точки! Только если вы видите тупик перед собой, то ведь нажмёте на тормоз?!»
Инна Ким
Фото Александр Гуров
NK-TV.COM
Легкоатлеты из Кузбасса выиграли три медали на играх БРИКССоревноваться им пришлось в условиях 30-градусной жары… Читать еще
С начала сезона 14 812 человек, в том числе 3323 ребёнка обратились в больницу с… Читать еще
Новокузнецкий регбийный клуб проведёт заключительный домашний матч регулярки чемпионата России. «Металлург» примет «Енисей-СТМ». Команда Вячеслава… Читать еще
Сотое постановление правительства Кузбасса о переводе земельного участка из одной категории в другую опубликовано 17 июня. Юбиляром… Читать еще
Своим постановлением кузбасский глава Правительства А.А.Панов отменил звание, введенное в 2014 году Коллегией администрации Кемеровской области. Почётное… Читать еще
Начальная (максимальная) цена контракта на «услуги прочие по составлению телепрограмм и вещанию, кроме программ, доступных… Читать еще
Комментарии
"Матера" - Большое , настоящее достижение театра!
Глубокий и сильный, современный и пронзительный спектакль, переворачивающий душу...
Режиссеру и актерам БРАВО!
Судя по фотографиям, кстати, очень хорошим, спектакль психологически глубокий, жаль мало фото. По лицам чувствуется, что режиссеру удалось собрать хороший актерский ансамбль.
Да, фоток совсем мало.
непростые времена нынче товарищи
горжусь Новокузнецким драматическим театром и его труппой