Утро восьмого марта. Птички отважно скользят коготками по серому льду подтаявших сугробов и при этом отчаянно щебечут, приветствуя приход очередной весны. Небо нежно—голубое. И свет такой особенный, весенний, – везде! И праздничную яичницу мне пожарили. И цветы подарили… Приятно! Хотя я с подозрением отношусь к праздникам с размытой «семантикой» и гендерными признаками. Таким, как никому непонятный Международный женский день. Для сегодняшних девочек и женщин это по большому счёту просто спорт – сколько романтичных эсэмэсок пришло на телефон, сколько шоколадок было ритуально преподнесено знакомыми мужчинами.
… А вот для нью-йоркских ткачих 1957 года 8 марта действительно был особым – тогда они впервые решились отстаивать свои права. На 10-часовой рабочий день вместо 16-часововго. На предоставления одного выходного. На равную зарплату с мужчинами за ту же работу.
Если честно, тогдашний женский протест мало что поменял. И вот 8 марта 1908 года ткачихи Нью-Йорка снова взбунтовались – 15000 американок и эмигранток прошли через Нижний Ист-Сайд в Юнион-Сквер, требуя 8-часовой рабочий день, два выходных и равную с мужчинами зарплату, а ещё избирательных прав. Та демонстрация вылилась в трёхмесячную забастовку, но женщины, как и раньше, немногого добились. Однако год спустя упрямицы опятьзабастовали, и тогда владелец нью-йоркской ткацкой фабрики мистер Джонсон заблокировал все выходы из здания и поджёг его.
Это было 8 марта 1909 года. В огне, по разным источникам, погибли от 129 до 146 женщин… Вот вам и шоколадки!
И всё-таки в такой приятный весенний денёк совсем не хочется думать о трагедиях былого, а хочется вспоминать собственное детство, когда лично для меня всё было предельно ясно. 8 Марта – это мамин день и надо поздравлять маму! Я шила каких-то смешных чебурашек и тигров, рисовала мамины портреты, пекла торт, выступала в детсадовском утреннике – чтобы маму, по случаю 8-го Марта очень красивую и нарядную, порадовать.
Потому что для моей мамы и ещё тысяч советских мамМеждународный женский день действительно многое значил.Они делали причёски и красились добытой за бешенные деньги дефицитной французской тушью, душились привезённой из московской командировки «сиренью» и надевали новые сапоги, за которыми полдня отстояли в безумной очереди… А ещё им говорили красивые слова с торжественных трибун, дарили подарки, показывали концерты… А мужья пылесосили ковры… А дети шили чебурашек.
И это, действительно, было клёво!
Я не помню, чтобы моя мама хоть как-то переживала кризис среднего возраста. Или мучилась от очередной депрессии… В магазине «выкинули» майонез для фирменного «Ольвье», белые колготки для дочки к утреннику, веселенькие обои в цветочек для спальни – уже счастье! А тут ещё 8 Марта – единственный день в году, когда, как положено, все говорят тебе, какая ты красивая, милая, нежная!
А вечером мы вместе с нашей красивой, милой, нежной мамой шли в кино, кафе или в цирк, в общем, в такие места, где бывали только по праздникам. Зато каждые выходные мама вытаскивала нас в лес! И я до сих пор помню во всех подробностях, каким он бывает
в любое время года и в любую погоду. Весенний, летний, осенний, зимний… Первые кандыки, прячущиеся в снежной ложбинке, яркие рыжики в тёмно-зеленом мху, искрящиеся дождевые капли, свисающие с длинных сосновых игл… Но не помню, и это чистая правда, никакого кризиса среднего возраста у своей мамы!
Моя дорогая мамочка и все наши замечательные, прекрасные, неунывающие мамы, от всей души поздравляем вас с праздником. С Днём мамы! С Международным женским днём!
Инна Ким