Его самобытный талант в кругах специалистов давно признан как национальное достояние. Его имя вошло во «Всемирную энциклопедию наивного искусства», изданную в Лондоне и Белграде в 1984 году. Его бесхитростные, пронзительные картины знает весь мир, они выставлялись в Москве, Париже, Берлине, Бонне, Праге, Токио, Нью-Йорке. А он горько говорил: «Вся моя жизнь, весь мой труд прошли задарма, а зачем – я не знаю. Неужели найдутся такие люди, проглотят мой труд, как жадный крокодил, или выбросят?».
Ему посвящены более 150 «чужих произведений» – статей, книг, фильмов. Пожалуй, самым ярким из них стало кино «Серафим Полубес и другие жители Земли». Но когда в середине 1980-х в центральном кинотеатре Прокопьевска шла премьера этого фильма, никто и не посмотрел на махонького, заросшего, как лесовик, голубоглазого старичка, которого привели на киносеанс две учительницы.
А он, Иван Егорович Селиванов, и правда, походил на сказочного лесовичка – маленького роста, с ярко-голубыми глазами, сияющими детским любопытством. Будто только что вышел из укромной зелёной сени… Совпадение, нет ли, но его фамилия произошла от канонического мужского имени Селиван, а оно от латинского сакрального silvanus – «бог лесов»!
Ивана Селиванова «открыли» в 1970-х и сразу начали называть сибирским Пиросмани и Ван Гогом. А художников действительно многое роднит: странствия, почти нищенствование, одинокая смерть, жадное любование миром. Как и Винсент, он часто рисовал сам себя. Но даже рисуя других – оделял их своим взыскующим, горюющим взглядом. Как и Нико, он любовно изображал животных, глядящих тебе в душу человеческими глазами. Лукавых, простодушных, печальных. Деревенских собак, коров и петухов, библейских оленей и львов, домашнего любимца Ваську. О! Они больше похожи на иконы, чем на образчики анималистического искусства.
В 1986 году чудной старик-лесовик с прокопьевского Марса, «Серафим Полубес», сибирский Пиросмани, прокопьевский Ван Гог, всемирно известный художник-наивист Иван Селиванов поступил в дом для престарелых и инвалидов, расположенный на берегу Беловского водохранилища. На странного спостояльца там долгое время смотрели косо. Ну какой он знаменитый художник? Сочиняет, конечно! Чего только не сделаешь от одиночества, чтобы привлечь к себе внимание!
Ему отказывали в скромных просьбах, казавшихся глупыми капризами: дать баночку полоскать кисточки, купить бумаги. Крутили пальцем у виска, посмеивались. И только позже, когда к местному «сумасшедшему» приехали «настоящие» художники из Новокузнецка, он получил заветное – возможность рисовать.
Диковинному жильцу даже выделили две комнаты – неслыханное дело! В одной он проживал сам-один, а другая была приспособлена под мастерскую. С первым светом и до последнего ясного луча он стоял за мольбертом. Естественно, из-за такого особого отношения завистников у непонятного старика лишь прибавилось.
Переживал ли он по этому поводу? Гордился ли втайне своей славой? Тосковал ли в казённых стенах по делившим его одиночество, но оставшимся в прошлой домашней жизни коту, петуху да курице? Скучал ли по общению с когда-то так шумевшими по его поводу художниками, журналистами, искусствоведами, режиссёрами?
… Иван Селиванов родился на Русском Севере, в Архангельской области, и когда умер отец, ему, пятилетнему, пришлось идти с мамой и братьями христарадничать. В 15 лет его взяли пастухом в соседнюю деревню. А спустя два года он начал скитаться. Был кузнецом, слесарем, кочегаром, печником, сторожем, подряжался на стройки в Мурманск, Архангельск, Онегу, Свердловск. Дошёл до Запорожья, где нашёл свою голубушку, одну-единственную на всю жизнь, себе под стать.
Вместе с женой Иван Егорович перебрался в Ленинград, откуда в 1941 году они были эвакуированы в Кузбасс. Сначала жили в Новокузнецке и Мундыбаше, потом переехали в Прокопьевск, где позже построили дом в местном посёлке, прозываемом Марсом.
Неожиданную славу встретил скромно. Похоронив жену, еле выкарабкался из горя (спасло искусство!). Оказавшись в доме-интернате, всё время рисовал.
Здесь появились на свет его легендарный автопортрет и щемящий «Портрет матери» – единственное во всю жизнь материнское изображение! Этот строгий и горький портрет –почти икона. Он о родине, о собственном детстве, о почти забытой женщине, оставшейся без мужа с тремя детьми на руках и так давно, рано умершей. А ещё он о мире, который никогда не умирает! И о том, зачем мы все живём.
«Я рождён своей мамушкой Татьяной Егоровной не для больших денег, не для роскошной жизни, а просто для жизни, как всякое живое существо в природе» – написал Иван Егорович однажды.
Он был самый что ни на есть обычный необычный человек – радующийся вниманию и похвале, равнодушный к деньгам, свято верящий в силу своего искусства. Ещё когда с ним «носились» москвичи, ему предлагали продать одну из работ за границу за большие деньги, но он наотрез отказался: «Всё, что сделано, принадлежит только моей советской России».
Он вообще продал в своей скудной достатком жизни только две картины – остальные, 400 работ, сразу посылал в Москву: «для потомства, для новых поколений». Многие из них и сейчас там, в заочном народном университете искусств имени Крупской, куда он был принят по случайно увиденному в газете объявлению.
А дело было так: в возрасте около 40 лет он увидел в магазине картину, которая перевернула всё внутри, как буря в море. И на первом в своей жизни рисунке Иван Селиванов изобразил обыкновенного воробья, что летал по соседству (его-то начинающий художник и отправил с документами в приёмную комиссию!). А потом уже и остановиться не мог: пернатые и четвероногие «соседи» по миру – петухи, собаки, коровы, коты – будто сами просились на лист.
Только одной жены он нарисовал больше сорока портретов. Голубушка Варвара Илларионовна ворчала, конечно, что лучше бы он мастерил печи – хоть деньги в доме водились бы. Да разве его переупрямишь!
А когда она, делившая все невзгоды и редкие радости, умерла, осиротевшему Ивану Егоровичу никак не рисовалось целый год, – и вдруг появился кот на снегу! Хрупкий предвесенний свет, полные ужаса кошачьи глаза, одиночество, боль, непринятие смерти родного человека… Гениальная картина.
Иван Селиванов умер 1 марта 1988 года в одиночестве. Был похоронен на местном кладбище посёлка Инского, расположенного рядом с домом престарелых.
А за два года до своей смерти он неделю прожил в гостинице «Новокузнецкая», стал гостем дискуссионного киноклуба «Диалог» в библиотеке Гоголя, участвовал в открытии экспонировавшейся в Новокузнецком художественном музее персональной выставки живописи и графики, был окружён поклонниками и единомышленниками. В память об этом наш музей каждую весну собирает неравнодушных к наивному искусству новокузнечан.
В нынешнем году по случаю 115-й годовщины со дня рождения Ивана Селиванова к Новокузнецкому художественному музею присоединились Центральная городская библиотека имени Гоголя и литературно-мемориальный музей Достоевского – вместе они представят посвящённый художнику проект «И была жизнь». Открытие выставки подлинников, живописных и акварельных работ, рисунков, дневников, писем, афиш и фотографий из музейных фондов и личных коллекций состоится уже в эту пятницу 25 марта в 17:00.
А в следующий вторник 29 марта приходите в нашу Гоголевку на конференцию, посвящённую жизни и творчеству всемирно известного художника-наивиста – начало в 14:00.
Инна Ким
NK-TV.COM
Школьники поставлены на профилактический учёт, а в отношении их родителей составлены административные протоколы. В ходе мониторинга… Читать еще
Автовладелец превысил скоростной режим и смертельно травмировал пенсионерку. Следственными органами Главного следственного управления ГУ МВД… Читать еще
Жители посёлка Камешки города Междуреченск единогласно выступили против планов угольной компании Кузбассразрезуголь по освоению нового… Читать еще
Из названия ежегодного кузбасско-космического фестиваля исчезло слово «ночь», что является вполне логичным и правильным. Несмотря на… Читать еще
Дорожное происшествие произошло на федеральной трассе Р-255 «Сибирь» вечером 2-го февраля на территории Тяжинского муниципального… Читать еще
Верховный суд РФ счёл, что муниципалитеты не несут ответственность за платёжную дисциплину тех, кому они… Читать еще
Комментарии
В Прокопьевском Вернисаже есть памятник этому уникальному человеку. Здорово.