Отфестивалили: итоги «Ново-Сибирского транзита» в Новокузнецке

Это случилось! Впервые в Новокузнецке на сцене главного городского театра прошёл фестиваль, придуманный в столице Сибири больше 20 лет назад. Удивительно, но даже когда «Сибирский транзит» вёл кочевой образ жизни, перемещаясь по разным городам, он почему-то ни разу не доезжал до нас. А в 2010-м и вовсе «осел» в Новосибирском государственном академическом театре «Красный факел», где раз в два года собирал «лучшие драматические постановки Сибири, Урала и Дальнего Востока». Понятно, что даже заядлые новокузнецкие театралы редко когда могли вырваться пофестивалить в Новосибирск.  

И не было б нам счастья, да в привычную, давно размеренную жизнь «Транзита» ворвалась пандемия. В 2020-м проходящий по чётным годам фестиваль вообще пришлось отменить. Но уже в 2021-м его провели в обычном формате. А в нынешнем 2022-м человек, который придумал «Сибирский транзит», – директор «Красного факела» Александр Кулябин – решил, что хорошо бы, как в старые добрые нулевые, снова махнуть по Сибири. 

И повод удачно подвернулся – юбилей Новосибирской области. И артисты четырёх самых-самых театров Новосибирска, по самой своей Мельпоменой благословенной природе лёгкие на подъём, с удовольствием устремились навстречу новым эмоциям, общению с коллегами, диалогу со зрителями Томска, Кемерова, Новокузнецка, Барнаула. 

В общем, фестиваль-тур «Ново-Сибирский транзит» дал сигнал к отправлению, а его третьей остановкой стал наш город. 

«СТАРЫЕ» ПЕРСОНАЖИ В НОВЫХ ДЕКОРАЦИЯХ

Первыми баловали новокузнечан «хозяева» «Транзита» – «Красный факел» привёз «Дикую утку» по пьесе Генрика Ибсена в постановке довольно известного и весьма интересного Тимофея Кулябина, который не впервые решительно «замахивается» на классику вообще и на норвежского чехова в частности, помещая персонажей XIX века в хорошо знакомые сегодняшнему зрителю ситуации и время. 

И как всегда, режиссёр «позволяет себе» немало вольностей. Например, бедную 14-летнюю Хедвиг, которая у Ибсена вот-вот должна ослепнуть, Кулибин не только «старит» на год, но и – главное – превращает в «особенного ребёнка», аутистку. Будто мало ей близкой слепоты! Но тем острее становится трагедия Хедвиг в финале – её обожаемый отец Яльмар, оказавшийся не отцом, «не замечает», с какой отчаянной, неприкаянной нежностью она пытается к нему ластиться. 

На мой взгляд, эти несколько минут – когда Хедвиг робко жмётся к Яльмару, бывшему в течение всей жизни целым миром для девочки-аутистки и вдруг непонятно, жестоко захлопнувшему от неё привычный родной мир, – самые страшные и грустные в спектакле. Вот он заветный катарсис! И слёзы, сладостно щекочущие глаза! 

А выстрел за сценой под занавес – простое исполнение давнего проклятия чеховского ли, ибсеновского ли ружья (у обоих классиков эти ружья-пистолеты, явленные в начале действия, обязательно производят финальный выстрел, и к слову, как русский, так и норвежский драматурги были не дураки «пострелять» в своих героев). 

Только в «Дикой утке» «Красного факела» смещены и обострены не только «углы» взаимоотношений Хедвиг и Яльмара, но и истории остальных персонажей. В итоге получилось не совсем то, о чём Ибсену нравилось поразмышлять в своих пьесах. Но лично я двумя руками за такое отступление от канонов – оно даёт тебе пищу для собственных переживаний и размышлений. 

И это не единственное удовольствие от спектакля – вообще было чрезвычайно любопытно наблюдать за происходящим на сцене. А особенно следовать за «взглядом» камеры, которая сначала очень точно передавала реальность (Яльмар-фотограф таким образом общался с Хедвиг-аутисткой и одновременно снимал о талантливой девочке фильм), а потом стала спотыкаться, отставать и даже – по нарастающей – показывать уже что-то иное.   

Однако по большому счёту «Дикая утка» в меня не попала, хотя мне было приятно и по-своему интересно её посмотреть. Сидя в удобном кресле. Глядя то на сцену, то по сторонам. С неторопливым тихим наслаждением расшифровывая несложную, но элегантную головоломку спектакля. 

ЭТО ПРОСТО ПРАЗДНИК КАКОЙ-ТО

… Открывая фестиваль на сцене Новокузнецкого драматического театра, Александр Кулябин пообещал зрителям праздник, – и он состоялся! Это непередаваемое праздничное ощущение (как в детстве!), – которое искрилось и щёлкало от штормящей между артистами и зрителями энергии, буквально качающей зал, – пожалуй, самым сильным было на «Хануме» Новосибирского городского драматического театра Сергея Афанасьева.

И ведь комедии я не очень-то люблю, да и сама история про грузинскую сваху, – которая, стопроцентно же известно, победит коварную соперницу вместе с упрямым отцом невесты и соединит молодых влюблённых, – слишком уж непритязательна. Но надо же! Рот до ушей, и подпевать хотелось, и подтопывала, и хлопать ладошек не жалела! 

Может, потому что музыкальный телеспектакль про Ханумувсё время крутили по телеку, когда я была маленькой? А скорее всего потому, что между новокузнечанами и театром Афанасьева случилась любовь с первого взгляда. И когда я обернулась на зрительный зал и увидела огромное, сияющее, заполненное улыбающимися счастливыми людьми пространство – во время поклонов артистов и партер, и все битком набитые балконы в два ряда встали, – сквозь меня будто шаровая молния прошла. Только ласковая, необжигающая. 

Потом долго «колбасило». Ох уж этот театр! Магия, колдовство, омут… Я тогда ещё не знала, что ждёт меня завтра. 

ПРЕКРАСНАЯ СКАЗКА ПРО ЧЕТЫРЁХ ПЕРСЕФОН

А завтра случился самый крутой, на мой взгляд, фестивальный спектакль – «Марьино поле» Молодёжного драматического «Первого театра». 

Автор пьесы – Олег Богаев. Режиссёр – Павел Южаков (он же худрук «Первого»). Художник-постановщик – Николай Чернышёв. Хореограф – Андрей Короленко. Саунд-дизайнер – Михаил Телегин. Художник по свету – Олег Колеватов. Хормейстер – Сергей Хорольский. В ролях – Елизавета Маслобоева, Дарья Тропезникова, Юлия Шабайкина, Дарья Колыванова, Сергей Троицкий, Захал Дворжецкий, Даниил Душкин, Сергей Хорольский, Максим Кудрявцев, Семён Грицаенко, Елизавета Кузнецова, Мария Гладких.

И было всё, как я люблю! 

Четыре персефоны спустились в царство смерти, чтобы их любимые – у кого мужья, у кого ну ни разочка не поцелованный жених – вернулись с полей непрекращающейся войны живыми. Они – три столетние старухи да корова, единственное достояние самой сварливой из персефон Симы, – прошли все круги и смертные угрозы ада, все искусы чистилища (Прасковью даже соблазнял кино-Аркадий из фильма 1943 года «Два бойца», да она не поддалась, осталась верной своему так и погибшему нецелованным парню!). 

Чудным образом ставшие молодыми Марья, Сима и Прасковья миновали сумрачный лес и затянутое волшебным туманом болото, и безлюдные деревни-призраки (таких на Русском Севере и не только – тьма!). Они вместе справились с мороком. Они победили чудовищ с помощью старых песен, которые поднимали дух воевавшего с фашистами советского народа. И, наконец, Марья – она-то и «взбаламутила» своих подруг – встретилась лицом к лицу с самой смертью.

Этой замечательной постановке приписан жанр мистической комедии, даже фантасмагории. Хотя её можно назвать и мифом, и сказкой. О! Это очень русская сказка – она и невероятно смешная, и по-настоящему страшная. 

Да, в ней много народного, от бабушек и прабабушек, русского юморочка, прибауток, присказок, подсмеивания друг над дружкой, забавных мелочей давно ушедшей эпохи. Например, в виде хвоста у бегающего за старухами Гитлера (на кукрыниксовских плакатах военного времени его так и изображали, вдобавок был знаменитый стишок: «Внимание, внимание! Говорит Германия! Сегодня под мостом поймали Гитлера с хвостом!). 

А страшно… Нет, не из-за чудо-юдо-лешего, вдруг превратившегося в доктора Геббельса и собравшегося зажарить старух в баньке. И не из-за статуй 1930-х годов, марширующих вокруг ничего как будто бы не замечающих персефон (только корова уморительно упирается, показывая рукой-копытцем на кружащиеся по сцене белые фигуры, а одна из них – девочка с книгой – чрезвычайно противным, «статуйным» голосом зачитывает передовицы). 

И не из-за безголовых гигантских костюмов, внимающих разглагольствующему с трибуны Сталину. Не из-за сказочных молний и грома. Даже не из-за словоохотливого шутника-гриба, правду сказать, пробирающего морозцем жути – он ведь появился вместо безногого-безрукого бойца, которого жена за ненадобностью отнесла в лес (вот он народный фольклор!). 

А страшно из-за взаправду пугающих примет войны, которая всё идёт, идёт, идёт и никак не прекратится! Да! В царстве смерти – или в нашем мире? – в общем, в пространстве «Марьина поля» всё время гремят взрывы. Свистят снаряды. Воют сирены. Рыщут жуткие лучи прожекторов, похожие на жадные голодные волчьи глаза. 

И всё-таки вечная Марья остаётся победительницей – смерть-санитарка снова даёт ей сто лет жизни. Чтобы она, надеясь, ждала вечного Ваню… С Куликовской битвы. С Первой Мировой. С Гражданской. С Великой Отечественной. Чтобы Марья бегала, встречая каждый поезд, да кричала, сорвав платок: «Ванечка, я здесь!». А поезд, не замедляясь, летел дальше. 

Пустой перрон. Никого. Только женщина, проводившая мужчину на войну. Только её любовь и надежда. У меня от этого спектакля до сих пор ком в горле – слишком уж саднящая тема. 

А какая шикарная работа всех артистов! Я поэтому перечислила их поимённо (смотрите выше!). Вот что значит – хороший сильный материал, понятный и близкий любому человеку авторский текст, взятый в основу постановки! 

ОХ УЖ ЭТОТ «ГЕНЕРАЛ»

Увы, этого не скажешь про завершивший «Ново-Сибирскийтранзит» в Новокузнецке спектакль академического молодёжного театра «Глобус» под названием «Генерал и его семья». Не удивительно, что во время антракта зрительный зал поредел. 

Меня же от позорного бегства удержало желание увидеть всё до конца и составить собственное впечатление как о самом «Генерале», так и о фестивале – этом «Параде планет», по образному и меткому выражению его руководителя Александра Кулябина. Но что-то явно не задалось с последней «планетой». 

Нет, актёрская игра была безупречной – особенно хорош был генерал. Впрочем, за его умершей женой, и его врагом-поэтом Анной Ахматовой, и его дочкой Анечкой, и, и, и – тоже было приятно наблюдать. 

А какой интересной была работа главного режиссёра «Глобуса» Алексея Крикливого и всей его команды! Взять хоть поэтическое оформление «Генерала» сплошь из классиков, хоть музыкальное, начиная от ехидничающей «Casta diva» Беллини и «Битлов». Очень продуманно решено пространство спектакля. Очень занятной оказалась его пластика – местами «Генерал» даже походил на своеобразный пластический «балет».

И главное – ужасно смешили какие-то буквально незначительные мелочи! Как один из актёров изображает легендарную эмблему-оленя на служебной генеральской «Волге», как другой солдат чрезвычайно правдоподобно превращается в щенка-Найду, как умершая жена показывает пантомимой, что она отправилась на небеса – и такие маленькие юморные сценки были рассыпаны по всей постановке. 

Но ни актёрская игра, ни режиссёрские находки не спасали от скуки и пошлости этой непонятно почему растянутой почти на три с половиной часа и абсолютно неинтересной истории, сочинённой пару лет назад неким Тимуром Кибировым – именно его роман был превращён Алексеем Крикливым в спектакль. Вот только зачем? 

Чтобы изобразить карикатуру на пресловутый «совок»? Чтобы продемонстрировать актёрское и режиссёрское мастерство? Всё это хорошо – когда делается для чего-то. Но, по-моему, в «Генерале и его семье» это «что-то» напрочь отсутствовало. 

Не было ни яркого конфликта (без которого драматургия просто не драматургия), ни внятных кульминации и развязки, ни понятной внутренней мотивации героев… Да вообще ничего, что делает пьесу пьесой, а спектакль спектаклем (да и роман романом кстати). 

Почему, к примеру, Анечка так ненавидит свою страну, а генерал так обожает довольно неприятную, по правде-то, Анечку и при этом всячески гнобит сына. И подобных «почему» в «Генерале» хоть поварёшкой ешь, хоть плачь от обиды за бездарно потраченные три часа жизни. 

Плюс (вернее – жирный «минус») не понять откуда, как и зачем, совершенно хаотично и не к месту выскакивали какие-то бешенные, ничего не объясняющие флешбэки. И бесконечные штампы «про совок». И не выполняющие никакой художественной задачи, а «просто так» маты. И внезапное – от автора – разглагольствование о женском оргазме. И вообще зубодробительно скучные, длинные, толком ни для чего авторские ремарки. 

А главное – ну для кого поставлен «Генерал»? Кому он может быть интересен – я имею в виду не забавную форму, а заплесневелое содержание? Безумно жаль, что «Глобус» повёз по сибирским городам именно спектакль по роману Кибирова (уж простит меня автор – второсортного). Видно же, что театр-то хороший!

И всё-таки общее впечатление от «Ново-Сибирскоготранзита» осталось приятным. Думаю, нашим гостям играть для нас тоже понравилось – уж очень отзывчивая и искренняя в Новокузнецке публика (и к тому же бойко разбирающая билеты)!

Так что есть все шансы, что этот «пилот» – а фестиваль-тур подобного формата проходил нынешним летом впервые – превратится в традиционное событие. И праздник повторится! 

Инна Ким

Фото: https://vk.com/nvkteatr

Последние публикации

«Металлург» выиграл результативный матч в Казани

OLIMPBET Чемпионат России - Всероссийская хоккейная лига. Регулярный чемпионат «Барс» - «Металлург» - 5:6 Б… Читать еще

4 часа назад

Убежищам грядёт инвентаризация

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) должны пройти процедуру инвентаризации до 12 января следующего года. Учитывая, что… Читать еще

10 часов назад

Гонщика на тонированном МЕРСЕДЕСЕ отправили за решётку

Видео: https://rutube.ru/video/3f5052f024767d3ac2cc2586a39f49f4/?t=3&r=plwd В Прокопьевске заключён под стражу обвиняемый в совершении смертельного ДТП. Как сообщалось ранее,… Читать еще

10 часов назад

Перспективы диверсификации кузбасской экономики

В Новокузнецке стартовал пятый ежегодный форум «ИнвестПодъем». В течение двух дней представители власти и бизнеса… Читать еще

13 часов назад

Введение штрафа до 5 тыс. руб. за езду без ОСАГО приняли в I чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении штрафа до 5 тыс. рублей за повторное… Читать еще

15 часов назад

Сотрудники ГАИ в Новокузнецке ликвидируют опасные горки для детей

В Новокузнецке местные сотрудники ГАИ борются с опасными горками для детей. Как рассказали в ведомстве,… Читать еще

15 часов назад