Война – константное состояние мира: о спектакле «Война и мир», который в Новокузнецк привезли вахтанговцы

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова в Новокузнецке нежно любят. Всегда ждут. Заранее предвкушают. В этот раз москвичи угощали нас спектаклем «Война и мир»К слову, тот состоялся в рамках Международного театрального фестиваля-форума «Сверкающие грани театра» и при помощи средств Президентского фонда культурных инициатив, так что билеты на нашумевшую постановку РимасаТуминаса достались новокузнецким театралам, считайте, даром (самые дорогие стоили три тысячи)А главное – спектакль по роману Льва Николаевича, который мы смотрели, был один в один как в Москве. 

Для этого в Кузбасс из златоглавой были загодя отправленыдве пятитонные фуры с декорациями и костюмами. А вслед за ними прилетел внушительный коллектив работников сцены и задействованных в «Войне и мире» артистов-персонажей, которых, если помните, у Толстого, и правда, предостаточно.

И вот Новокузнецкий драматический театр уж полон, ложи блещут. Учителя и администраторы строго-настрого шепчут последние наставления школьникам, которые пришли на «Войну и мир» по Пушкинской карте (наверняка ведь утомлённые призраком ЕГЭ десятиклассники в лучшем случае просто продиагоналят великий роман, а тут хоть посмотрят и, может, даже поймут, что там к чему!). 

Зрители, притихнув, приготовились наслаждаться.

… И уже начало спектакля – где в салоне Анны Павловны Шерер досужие, скрипучие, жестяные голоса «света» обсуждают противостояние «Бонопарте» и Александра III – расцарапало! Я ощущаю нарастающее внутреннее сопротивление: не хочу это смотреть, не буду, мне не нравится! Но, если честно, происходящее на сцене – талантливое, манкое – затягивает всё сильнее.

ФИЛИГРАННАЯ ИГРА!

Какое же это дивное эстетическое удовольствие – следовать за героями «Войны и мира» послушными взглядом, слухом, всеми клеточками души! Каждое произнесённое слово, произведённое движение, явленная в спектакле эмоция – не случайны. Ну что за прелесть! Ростовы возвращаются с бала: впереди «графинюшка», за ней пританцовывающий (но почтительный-почтительный) граф, а замыкают смешную процессию, утячьим клюющим носами гуськом, сонные натанцевавшиеся девчонки Наташа и Соня.

А какой удивительный, мягкий, растерянный, аутентичныйПьер Безухов в волнующемся, торопливом своём монологе перед женитьбой. Ему верит, добродушно посмеиваясь, весь зал!

«Ну как это началось? Когда сделалось?» – так искренне и забавно недоумевает любимый толстовский герой, что мы его тоже крепко-накрепко любим.

И любим Наташу за одни её смешные, юные, отчаянные слова: «Неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать».

Вот она стоит посреди первого своего бала, опустив тоненькие руки и с мерно-поднимающейся, чуть определённой грудью, сдерживая дыхание и глядя перед собой блестящими, испуганными глазами, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе… Да что Наташа! Она всё-таки главная героиня. Только в Вахтанговских «Войне и мире» вообще нет маленьких ролей. Взять московскую барыню Марью Дмитриевну Ахросимову, которая за пять часов, пока идёт спектакль, появляется на сцене дважды и всего с несколькими репликами, а смотреть на неё хочется беспрерывно!  

И нет несущественных деталей – все они, филигранные, продуманные, а нередко и метафоричные, имеют собственные вес и смысл.

ЧЁРТ В ДЕТАЛЯХ

Ох уж эти детали! Сказать правду? Иногда я им не верю… Ну не верю, и всё! В трогательной сцене, где старший князь Балконский прощается с младшим, перед которым маячит слава (как он думает), а на самом деле разочарование в Наполеоне, в войне и в себе (а ещё прекрасное небо Аустерлица и неохватный одинокий русский дуб), отецвдруг кричит, как от сильной боли, хотя представить, чтобы властный и желчный Николай Андреевич был настолько не сдержан в эмоциях, лично я не могу.

А следом следует сцена, и вовсе вызывающая моё недоумение: Андрей сжигает бумаги отца (а всего минуту назад обещал тому их сохранить!). Я понимаю, что это метафора… Но чего? Будущей отцовской смерти? Сыновней жажды славы в войне? Всё не то! 

Или вот. Князь Николай Андреевич умер, французы практически в Лысых Горах – имении Балконских, мадемуазель Бурьен (по роману, она компаньонка княжны, по спектаклю – ещё и любовница старика-хозяина) уговаривает Марью просить покровительства у французского генерала Рамо. А нежная, жертвенная, тихая княжна начинает кричать и трясти перед носом француженки гневно сжатым кулаком! Да быть такого не может! Отказаться от милости врага – да. Поднять на кого-либо руку – нет. Это абсолютно не в характере Марьи Балконской.

А этим деталям я верю! Как шалят Ростовы, надувая фантастические паруса и размахивая смычками, изображая тройки и стремительные корабли. Как старик Балконскийиграет на фортепиано – как он играет жизнями трёх окружающих его женщин.

Ещё одна чудная деталь: родители не любят старшую дочь, холодную красавицу Веру Ростову (её не любит и Толстой), и когда она склоняется на плечо отца, тот вскакивает, а Вера так и сидит, неприкаянно изогнувшись.

… Некоторые детали меня, мягко говоря, удивляют – например, целующаяся со своей протеже Анна Шерер. Толерантненько, ничего не скажешь! Хотя… По сути, это в духе развратной Элен. Ну помните: «… что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещённое. Мне говорили, что её брат Анатоль был влюблён в неё, и она влюблена в него, что была целая история и что от этого услали Анатоля».

А некоторые забавляют – вот Пьер объясняется с Наташей, а по сцене идёт сам покровительствующий своим любимым героям Лев Николаевич Толстой!

50 ОТТЕНКОВ СЕРОГО

Под стать каждой такой детали – неслучайной, прекрасной,радующей или раздражающей – и все мельчайшие нюансы оформления спектакля. И прежде всего, огромная серая стена, которая трансформируется в зрительском воображении то в салон Анны Павловны, то в сад и дом Лысых Гор, то в блистательный бал, то в горящую Москву.

В декорациях и костюмах «Войны и мира» вообще много серого цвета. Ведь вопреки утверждениям физиков о том, что белый является комбинацией всех цветов, главный цвет, получающийся, если смешать чёрный и белый, – именно серый. Так что на сцене мы видим 50 и даже больше оттенков этого самого важного серого цвета. 

Как серый – соль всех цветов, так и классика – главная музыка в мире. Это чудо, как она звучит в каждом монологе, каждом диалоге, каждой сцене спектакля, играя свою роль – множество ролей – не хуже героев-людей!

Но её, музыку, рождают не одни лишь инструменты. Голоса персонажей сами звучат как музыка! И не только, к примеру, в «Царице Небесной», которую женщины-Ростовы поют сначала акапельно, потом под контрабас. Можно просто закрыть глаза и слушать непрестанно меняющиеся, текущие, бликующие интонации графа и «графинюшки» Ростовых или Пьера Безухова, – уловленный слухом образ будет полноценным. 

«Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? – невероятно, нежно, гибельно произносит Элен, – Вы не замечали, что я женщина?». 

«Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» – восклицает-выпевает Наташа. О. Отныне «Война и мир» Толстого, когда я открою книгу, станут звучать для меня голосами артистов Вахтанговского театра.

СЛИШКОМ МНОГО ВОЙНЫ

С первых сцен спектакль создаёт ощущение, которое к финалу становится нестерпимым: война – это константное состояние мира. В счастливые детские воспоминания повзрослевших детей-Ростовых врывается пока непонятный, страшный лязг. Дивную музыку балов, концертов, детства, любви выдавливает какофония звуков войны… А театр военных действий всё ближе, ближе! Уже семейство Ростовых собирается бежать из захваченной французами Москвы, и «графинюшка» спорит с графом по поводу подвод, на которых надо вывозить имущество, а их занимают раненные!   

И всё это слишком болезненно, потому что болит прямо сейчас. 

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, – горько, с лихорадочно блестящими глазами восклицает Андрей Балконский, – Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство».

«Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» – недоумевает Николенька.

Этот храбрый мальчик не хочет умирать! Он не хочет убивать! Он не хочет воевать!

А все слова «за войну», Отечество и Россию в спектакле произносят самые несимпатичные персонажи – целующаяся с Элен жестяноголосая Анна Шерер и все досужие сплетники из высшего общества. Они, включая Элен, даже снимают свою одежду для фронта (правда, одна из пустых суетливых дам в итоге прибегает и забирает своё платье). 

И знаете что? Эти сцены, единственные, меня коробят. Они кажутся слишком грубыми, в лоб памфлетными. Да и война «Войны и мира» получается какой-то карикатурно-злободневно-однобокой. Мы же говорим об инсценировке романа Льва Николаевича, да? Тогда где подвиг народа в Бородинском сражении, о котором как-то очень вскользь, буквально парой слов, упоминает Николенька?

Наконец, где Платон Каратаев?!

Нет как нет. Зато есть сумасшедшая барыня, собравшаясяподпалить свой дом, чтобы французы её не обворовали… Что ж, так и подожгли Москву?

НЕЛЬЗЯ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ?

А опасения новокузнецких зрителей, что им будет трудно «высидеть» пятичасовой спектакль, не оправдались! Наоборот. Многие говорили, что с удовольствием смотрели бы спектакль ещё хоть час.

… Лично мне тоже не хватило этого часа. Думаю, он мог бы всё соединить и объяснить, заставить плакать и сострадать. А так спектакль словно распался на отдельные – прекрасные – сцены. Каждая из них – полноценное произведение искусства. Но «вместе» как-то не получилось.

Это ощущение рваности, фрагментарности, эклектичности – и необыкновенной талантливости – увиденного преследует меня до сих пор. Да, за летящие единым дыханием пять часов Вахтанговских «Войны и мира» можно проследить историю Наташи, можно увидеть, как меняется Андрей, каким милым и естественным становится Пьер (будто возвращаясь к истинному самому себе). Да только ощущения целого так и не возникает!

… Потому что в спектакле слишком много войны и совсем нет мира – мира «Войны и мира» Льва Николаевича! Того самого, где постоянно беременная спокойная и счастливая Наташа обнимает мужа-Пьера, где счастливы и многодетны княжна Марья и Николай Ростов.

Если только – как советует режиссёр спектакля РимасТуминас – «для правильного прочтения Толстого следует понимать слово «мир», как вселенную, как человечество»!

Но всё равно её, войны, оказывается гораздо больше мира, вселенной, человечества. А иначе почему гаснет Наташа – главные свет и жизнь толстовского романа?

В финале самой тяжёлой третьей части спектакля, где звучит пронзительная, трагичная музыка и где происходят непоправимые смерть старика Балконского, война, смертельное ранение Андрея, во время последнего объяснения его и Наташи, она появляется в чёрном платье (вместо белого), с опущенными плечами и головой. И даже когда траурная Наташа несётся в танце под их первый с Андреем вальс, это не похоже на возрождение, скорее – на пляску смерти (опять война!).

В следующей сцене (или через сцену) мы видим Пьера. Он в плену, рассуждает о том, что человек рождён для счастья, и это счастье в нём самом. Счастье просто утолить голод, когда хочешь есть, и выпить воды, когда чувствуешь жажду. Счастье говорить с человеком – когда тебе одиноко. Пьер признаётся, что у него больше нет мыслей о России, о войне, о политике, о Наполеоне. Он думает о жизни. Он думает о Наташе.

… Хорошо, но дальше-то что? Наташа не пойми где, сбежала из подожжённой сумасшедшей барыней Москвы, в чёрном платье, погасшая. Пьер в плену, мечтающий о Наташе, но и только.

А на этом спектакль заканчивается! 

ДЕТИ УСТАЛИ

Прощаясь с Наташей, смертельно раненный Андрей почти молит: буду жить… Любовь сильнее смерти… Мне открылось новое счастье – счастье любви… И умирает! 

А за моей спиной в голос хохочут девчонки-десятиклассницы (думаю всё-таки не над Наташей и Андреем, а над чем-то своим, девчачьим). Просто они устали. Просто не читали «Войну и мир»-роман и, видимо, запутались в «Войне и мире»-спектакле. Вот им и стало скучно. 

… И от меня не отвязывается одна свербящая мысль: а ведь эти пришедшие по Пушкинской карте дети, поди, так и решат, что Лев Николаевич окончил свой роман пленом Пьера и горем Наташи, кулаком Марьи и сражающимся Николаем. Да запросто! 

Но главное даже не это (пусть десятиклассники сами читают «Войну и мир»!). Важно другое… В самые тяжелые, самые тёмные и мрачные времена искусство утешало и давало надежду. Именно это делает нас, людей, сильными, способными победить войну и возродить мир. А без надежды это невозможно. Но её-то мне и не хватило в постановке Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.

Впрочем, вполне возможно, что я не права. А правы сотни новокузнечан, бывшие в неописуемом восторге от спектакля, который в нашем городе шёл с 18 по 21 октября. А с сегодняшнего дня и до 27-го «перебрался» на кемеровскую сцену. Это действительно крутая постановка, так что поневоле позавидуешь кемеровчанам, которые увидят Вахтанговские «Войну и мир» в первый раз.

Инна Ким

Фото Ирины Гавриловой

Комментарии

  • Скандальные заявления художественного руководителя государственного академического театра им. Е. Вахтангова Римаса Туминаса, покинувшего Россию, прозвучали в авторской передаче пранкеров Вована и Лексуса «Шоу ВиЛ» на Rutube. Туминас пожелал бомбардировок Москвы. При этом русские деятели культуры, по его мнению, должны быть удалены и стерты из памяти. Нонсенс, но постановки этого литовского предателя все еще идут. И не стерты.

  • Туминас оказался самым русским режиссёром, прекрасный спектакль

  • вчера был на Пиковой даме в нашем театре это очень круто

  • согласен театр это единственное мместо глде хорошо сейчас

Последние публикации

Кузбасс субсидирует реализацию проекта Сбера

Порядок предоставления субсидии для финансового обеспечения текущей деятельности АНО «Школа 21.Кузбасс» утверждён постановлением правительства Кузбасса. «Школа 21»… Читать еще

20 часов назад

Военно-спортивный многофункциональный

Продолжается строительство военно-спортивного комплекса в границах Сосновского сельского поселения Новокузнецкого района. Изначально оговаривалась предполагаемая дата пуска объекта… Читать еще

21 час назад

Вячеслав Шалунов: «Видна положительная динамика»

Главный тренер «Металлурга» поделился мнением о ходе гостевой встречи 11 тура PARI Чемпионата России с… Читать еще

23 часа назад

Бобровский стал третьей звездой победного матча в Кубке Стэнли

Сергей Бобровский признан третьей звездой матча с «Бостоном» (3:2, 3-1). Вратарь «Флориды» отразил 16 бросков… Читать еще

23 часа назад

Дорожный признак: в России ужесточат наказание за сокрытие номеров машин

Спрятанные номера Водителям будет грозить лишение прав на полтора года за сокрытие государственных регистрационных знаков… Читать еще

23 часа назад

Сергей Цивилёв сделает энергетику России более экологичной

Сергей Цивилёв сможет сделать энергоотрасль России более экологичной. Как сообщает ТАСС, об этом свидетельствует эффективная… Читать еще

23 часа назад