В Прокопьевске за последний год уже порядка 70 человек столкнулись с тем, что им снижают процент утраты трудоспособности и соответственно снижаются выплаты «по регрессу». Аналогичная картина и в других шахтерских городах Кузбасса.
Об этом нам рассказал Николай Кучмар, пенсионер, шахтер с 22 летним подземным сажем из г.Прокопьевск. Он убежден, что решить вопрос можно только объединившись в независимый профсоюз либо общественную организацию. Действующий профсоюз работягам слабый защитник. Кемеровская областная общественная организация инвалидов по трудовому увечью «Кузбассовец» несколько лет назад утратила официальную регистрацию, а в силу возраста и здоровья Николай Петрович уже не может все начинать сначала. Он делает официальные запросы от лица «Кузбассовца», председателем которого являлся, но работа есть, а организации де-юре нет. Кучмар готов передать свой опыт, но было бы кому. «Ко мне на консультацию приходят ребята, получившие травму или профзаболевание на угольном предприятии, — рассказывает он, — но парни боятся выступать за свои права. Им семьи содержать, они опасаются, что с них могут и оставшиеся 10-30% регресса снять, а работать в полную силу не позволяет здоровье. Но если уступят сегодня, то завтра у них заберут и то малое, что пока им оставили».
Было бы желание, а защитить свои права можно. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789. Однако, сейчас при установлении права на получение регрессных выплат члены медико-социальной комиссии руководствуются утвержденными в 2020 году критериями, а нормы из Постановления почему-то объявлены временными. Этот Приказ минтруда и соцзащиы, распределяя степень утраты трудоспособности по степеням, противоречит правительственному постановлению. И еще один нюанс: в шапке Постановления указаны нормативно-правовые акты, которые дополняют документ. Приказа минтруда в этом списке нет. Но для местных МСЭ именно он является определяющим. Похоже, это именно тот случай, про который в народе говорят: «закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло».
Стоит отметить, что пункты 17 и 16 Постановления уже рассматривались Верховным судом и суд высказал свое суждение. Для устранения противоречий в пунктах 18 постановления Правительства и приказа Минтруда тоже надо дойти до суда. Но в Кузбассе по негласному распоряжению делается все, чтобы подобные дела судом не рассматривались, поэтому юристы готовые защищать интересы людей, потерявших здоровье на производстве, из региона уехали. И, тем не менее, нет ничего невозможного, было бы желание и готовность действовать.
Светлана Зеленина