Восьмой кассационный суд подтвердил правоту кузбасских общественников, выступающих против завершения строительства Крапивинской ГЭС.
Напомним, в январе текущего года общественные слушания, проведенные в г.Белово, признаны недействительными. Суд указал, что заполненность зала не избавляет власти от обязанности обеспечить участие в слушаниях всех заинтересованных лиц и подчеркнул, что протокол составлен с нарушениями: не содержит рекомендаций по общественно значимому вопросу и информации, детализирующей учёт общественного мнения.
В минувшую среду 26 апреля состоялось рассмотрение кассационных жалоб на это решение (от «Ленгидропроекта», администраций области и Белово) и ответных доводов общественников. Справедливость восторжествовала. Теперь можно утверждать, что этому делу нет аналогов в России. Возможно, оно сформирует новую судебную практику, защищающую жителей от произвола проектировщиков, которые считают, что можно провести слушания таким образом: собрать лояльных к рассматриваемому вопросу людей, ни на один вопрос слушателей не ответить и провозгласить, что слушания состоялись. Тем не менее, общественникам еще предстоит дважды доказать свою правоту, оспаривая проведение слушаний в селе Осиновое Плесо и городе Прокопьевск.
Стоит отметить, что механизм общественных слушаний, к сожалению, не предполагает возможности отменить проект, но позволяет учесть общественное мнение. Если география слушаний будет расширена, участники могут потребовать гораздо более масштабных исследований влияния Крапивинской ГЭС на реку и климат, ведь именно за это выступили многочисленные учёные и общественники.
Впрочем, на сегодняшний день вопрос начала строительства несколько потерял в актуальности. В конце декабря 2022 года, вышло распоряжение Правительства РФ №4384-р, вносящее множество изменений в «Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2035 года», утверждённую в 2017 году. Строительство Крапивинской ГЭС перенесено на 2026–2030 годы. Ранее планировали начать уже в 2024-м. С чем связан перенос на два года, в документе не раскрывается, и в целом новость прошла почти незамеченной.
Вместе с тем в ложе будущего водохранилища, рядом с ним и на притоках Томи продолжается хозяйственная деятельность: работают арендаторы лесных участков, добытчики золота и угля. Ранее заместитель губернатора Андрей Панов отмечал, что в зону водохранилища попадают девять лицензионных участков, и на них либо пользователи закончат деятельность до начала строительства, либо регулятор отзовёт лицензии. В Сибнедра направлена информация о попадании территорий добычи золота в зону затопления, чтобы исключить выдачу новых добычных лицензий.
Видимо, это не касалось участков, которые не будут затоплены, но расположены рядом. Только этим можно объяснить тот факт, что 14 декабря, ещё до выхода распоряжения о переносе сроков, Роснедра выдали лицензию на добычу полезных ископаемых (золота) на Бурлёвке — притоке Тайдона. Эта река протекает по особо охраняемой природной территории и будет впадать в будущее водохранилище, образуя Тайдонский залив. Лицензия выдана сроком до 2032 года, то есть либо золотодобытчики будут работать и после достройки, либо они надеются, что стройка к тому времени не закончится.
При этом нельзя сказать, что о природе не подумали. Хотя при затоплении водохранилища Крапивинской ГЭС под воду уйдёт часть территорий Бунгарапско-Ажендаровского и Салтымаковского зказников, региональные власти ранее заявляли, что компенсируют это расширением заказников на других территориях, и в итоге они станут даже больше. Несмотря на перенос сроков строительства Крапивинского гидроузла, обещание уже выполнено. Практически в канун нового года 30 декабря вышло распоряжение о расширении заказника.
Светлана Зеленина