Бывает ли кукольный спектакль без кукол? Ещё как! Просто их роль исполняют любые предметы, какие есть под рукой. Воочию увидеть СКАЗочные метаморфозы такого предметного театра новокузнечане могут на постановке «Мальчик из Малаги» на сцене нашего «Сказа». И признаюсь честно – это очень интересно! А сколько вам лет – четыре или сорок, – не имеет никакого значения. Хотя дети и взрослые воспринимают происходящее на сцене по-разному, они одинаково зачарованно следят за одушевлением карандаша и кисточек, гитар, картин, мольберта. Тем более что это происходит прямо у них на глазах!

«Мальчика из Малаги» сочинили три молодые петербурженки – писательница Анна Ремез, режиссёр Анна Бессчастнова, композитор Евгения Клекотнева. А воплотили все их задумки, одушевив самые неожиданные подручные предметы, – артисты Новокузнецкого театра кукол. К слову, в каждой новой постановке «Сказа» они продолжают удивлять зрителей, всякий раз открываясь с какой-то любопытной стороны.

Не стал исключением и спектакль про Пабло Пикассо, рассказывающий о том времени, когда великий художник был ещё Паблито.

Так, настоящим действующим лицом «Мальчика из Малаги» стал импровизированный оркестр «Сказа», который не только наполняет постановку колоритными испанскими мотивами и ритмами, превращая её в музыкальный спектакль, но и в буквальном смысле участвует в каждой сцене. Благодаря раскрывшимся в неожиданном амплуа актёрам Евгению Шанину и Алексею Стренковскому, которые играют на гитарах, а также актрисе Дарье Зарубиной (перкуссия) и начальнику театрального звукоэлектроцеха Владимиру Свиридову (бас-гитара), «подзвучиваются» все персонажи и звучат песни на стихи Анны Ремез, написанные специально для сценической версии «Мальчика из Малаги».

Мало того! Исполнители главных ролей в течение всего спектакля ещё и рисуют! Признанная звезда прошлого «Сказ»очного сезона Сергей Головин вообще исполняет в премьере сразу три роли – самого мальчика из Малаги, ещё маленького и уже выросшего, в узнаваемой полосатой футболке, выступающего в роли рассказчика, а также его отца-художника Хосе Руиса и учителя дона Санчеса. А лучшая артистка прошлого театрального сезона Елизавета Авхимович играет истинную испанскую Тётушку Ремедиос, которой хоть умри, но нужно быть затычкой в каждой бочке!

Ну а роль Марии Пикассо – мамы мальчика из Малаги – режиссёр доверила актрисе-дебютантке Ольге Дяченко. И не прогадала! Не смотря на молодость, Ольга сумела раскрасить свою героиню яркими красками своенравности и горделивости. В её исполнении Мария без труда берёт влюблённого мужа Хосе Руиса под каблук, настаивая на собственном выборе «главного» имени их первенца. А в финале спектакля она блестяще выигрывает дуэль с учителем, который утверждает, что из её сына ничего путного не выйдет.

Вообще вся история, кстати, вполне внятно и по-своему остроумно рассказанная, является своеобразным гимном материнской любви. А Мария Пикассо, чью необычную фамилию в итоге взял основоположник кубизма, и правда, обожала своего первенца. Её знаменитая, обращённая к сыну фраза, известная поклонникам искусства из воспоминаний самого Пабло Пикассо – «Если ты станешь солдатом, то будешь генералом, если станешь священником, то будешь Папой Римским» – закольцовывает весь спектакль.

Каждая сцена – кусочек жизни мальчика из Малаги. Постановка идёт около часа, и этого времени хватает, чтобы рассказать, почему же он стал художником. Здесь есть история про первое слово Паблито, которое он произнёс, пытаясь достать карандаш. И история про его первую потерю – смерть маленькой сестрёнки (Елизавета Авхимович). И история про первую модель и любовь юного художника (Дарья Зарубина), которой её братья-мельники (Евгений Шанин и Алексей Стренковский) не разрешали дружить с Пабло.

Именно портреты этой девочки Пабло Пикассо впервые подписал именем, которое потом вошло в историю изобразительного искусства.

Нисколько не сомневаясь, мальчик из Малаги заявил своей подружке: «Ты их продашь и станешь самой богатой девушкой в Испании». А как он может сомневаться, если мама ему с раннего детства твердит, что он станет великим?!

Хотя спектакль малолюден и разыгрывается всего-то на несколько персонажей, он густо населён героями. Среди них – карандаш-младенец и кисточки-ученики, картины-предки и гитары-быки. А мольберт становится то лошадью Хосе Руиса, на которой он скачет навстречу будущей невесте, то люлькой, в которой спит малыш Паблито. Так мама, рассказывая ребёнку интересную историю, привлекает для её иллюстрирования всё, что находится у неё под рукой.

Голуби и рамочки, кусок ткани и тени от предметов и от рук, море, солнце, облака и маяк из пенопласта и даже цифры – чего только не оживляют руки новокузнецких артистов! Всё это не только погружает зрителей в полный фантазий мир маленького Пикассо, но и рождает ощущение, что постановка создаётся в ту самую минуту, когда вы её смотрите.

Превращения предметов в персонажей, а артистов в тех или иных героев происходит в прямом смысле на глазах зрителей. Откуда ни возьмись появляются вешалки с испанскими блузками, и вот на месте двух рассказчиц уже стоят Мария Пикассо и Тётушка Ремедиос. Мальчик из Малаги надевает шляпу, пиджак и очки и становится Учителем.

Даже неровность спектакля с чередованиями более сильных и более слабых сцен, с неплохими вокальными номерами и звучащими сразу за ними «нескладушками», с неоправданными затянутостями и тут же слишком пунктирно преподнесёнными сюжетными коллизиями только усиливают очаровательную сиюминутность истории, словно разыгрываемой специально для сидящих в зале новокузнечан. Поэтому «Мальчик из Малаги» получается таким живым и непосредственным, так что от сцены трудно отвести взгляд.

Ну а главный маркер того, что премьера вышла удачной, – это эмоциональная вовлечённость самых честных и искренних маленьких зрителей. Как они переживают за Паблито! Смеются над скачущим рысью и взбрыкивающим мольбертом-лошадью. Восхищаются легендарным изображением легкокрылой голубки. Повторяют вслед за артистами летящие движения ладоней. И, конечно, громко комментируют весь спектакль!

Следующие показы – 29 и 31 октября. Обязательно приходите на премьеру – отлично проведёте время вместе со своими детьми!

Инна Ким

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Грузовик пробил ограждение и завис на мосту в Новокузнецке

Утром 19 декабря на Бунгурской развязке произошло дорожно-транспортное происшествие с учас…