Спектакль «Чёрная пурга» Филиппа Гуревича по пьесе Анастасии Букреевой не рассчитан на массового зрителя. На каждом показе присутствует меньше 50-ти человек. Режиссёр сознательно пожертвовал зрительскими местами ради организации на малой сцене Новокузнецкого драматического театра довольно сложного пространства. Во-первых, зрители попадают в зал через слепяще белоснежный коридор (и через него же уходят после окончания «Чёрной пурги»), в котором угадывается телескопический трап на самолёт из Москвы в город Н.
… Только одновременно это ещё и аллюзия на туннель, по которому после смерти летит душа!
На самой сцене находятся качели и песочница, какие есть в тысячах дворах нашей страны (правда, вместо песка там уголь, в который то и дело закапывается Мёртвый шахтёр). На заднем плане – разрисованная стена, на которой изображены пальма, море и кит. Казалось бы, они должны нести позитив, но выполненное в мрачных тусклых тонах граффити только усиливает общую атмосферу тоскливой безысходности.
В общем, художница спектакля Анна Агафонова блестяще справилась со своей задачей.
Справа виднеется стол на высокой ножке, за которым главный герой пьёт чай с обязательной водкой. Между персонажами и зрителями – как обозначение разделяющей и соединяющей границы – расстелена красная дорожка. Как и все предметы декорации, она символична и словно одновременно существует в разных мирах, выполняя в каждом из них своё предназначение.
Командировочный Свердлов (Александр Шрейтер), по которому трудно определить его возраст, что-то в районе 40, должен выяснить, почему погиб шахтёр. Для этого он прилетает из Москвы в северный город Н. Вроде бы всё понятно. Да только герой никак не сообразит, как он здесь оказался, считая, что это какая-то очень странная история.
А главное – на город надвигается чёрная пурга, которой его все запугивают. Но улететь отсюда он не может, потому что Медведь перегрыз кабель и рейс отменили.
А чтобы как-то убить время, Свердлов идёт в краеведческий музей и в бар, разговаривает с музейной работницей, гостиничной проституткой и продавщицей баснословно дорогих привозных помидоров (все три роли исполняет Полина Зуева), общается с врачом, режиссёром и охранником (в исполнении Евгения Лапшина), встречается с молодым шахтёром (Артём Четыркин), про которого изначально известно, что он умрёт через две недели, и Девушкой с золотыми волосами (Ксения Барнаева).
Эти персонажи словно становятся проводниками героя в том странном мире, куда он непонятно как попал.
А самое странное и страшное – за Свердловым повсюду следует Мёртвый шахтёр (Олег Лучшев) с пугающей дырой в каске, из которой торчит отбойный молоток. Видимо, тот самый, смерть которого Свердлов расследует. На первый взгляд, перед нами хоррор с узнаваемым, в общем-то, детективно-мистическим сюжетом. Наверняка Мёртвый шахтёр станет изводить главного героя, чтобы тот нашёл виновников его гибели.
Однако подобным ожиданиям не суждено оправдаться. Свердлов вообще не замечает Мёртвого шахтёра, который, к слову, по ходу спектакля комментирует действия героя замогильным голосом. Так что вскоре «Чёрная пурга» из растиражированных ужасов превращается в «артхаусное кино», где зрителей вовлекают в совместное размышление.
Премьера «морока в 14-ти разговорах» – так жанр «Чёрной пурги» обозначен в афише Новокузнецкой драмы – состоялась в ноябре 2022 года. А около года назад постановка получила Гран-при XX Фестиваля театров малых городов России в номинации «Лучший спектакль малой формы».
Ближайший показ «Чёрной пурги» – 30 апреля. Обязательно приходите!
Инна Ким
Фото Дианы Токмаковой