Помню, лет в пять, еще в стране, которая называлась СССР, я увидела шоколадку своей мечты. Она возлежала на кассе – весом, наверное, c килограмм! – просто шоколадный «Титаник» какой-то, немыслимым чудом занесённый в тихую гавань ничем не примечательного советского магазина.
Кажется, это счастье стоило рубля три, а у меня – вот же невыносимое детское горе! – было всего-то около пятидесяти копеек, как раз на хлеб и молоко, за которым меня, собственно, и отправила мама. Эх, сюда бы эту шоколадочку… Странно, но тогда, во времена беспощадного дефицита всего, когда гиганты советской шоколадной промышленности могли вообще не париться по поводу потребительской любви, шоколад у нас был. А сейчас – при потрясающем даже не детское воображение изобилии! – ничего настоящего почему-то не осталось.
Вот раньше всё было просто и понятно – и в ГОСТах, и в головах. Как увидел длиннющую змеюку очереди за выброшенными к мартабрю шоколадками – пристраивайся в конце и получай удовольствие от общения с окружающими, а потом, ужасно гордый собой, тащи домой свою заслуженную награду, не забыв похитроумнее запрятать её от детей… Потому как советский шоколад – это даже не шоколад, а символ! С помощью такой вот симпатичной плиточки задабривали и благодарили… А как сладостно шуршала серебристая фольга, когда ты выуживала заветную румяную «Алёнку» из новогоднего подарка! С каким восхитительным звуком отламывалась ещё одна расчудесная долька! Как таяла во рту, обволакивая неземным вкусом и самым прекрасным на свете ароматом!
В нынешней «гостообразной» документации нет никакой строгости – одни лишь указующие рекомендации. Если во времена СССР шоколадом именовалось кондитерское изделие, изготовленное из тёртых какао-бобов и какао-масла с добавлением сахара, то сейчас это овеянное сладкой славой имя дают вообще чему попало! Ну, понятно, молоко – в молочный шоколад. Или дроблённый фундук с миндалём – в ореховый… А всё остальное – это, прости Господи, от лукавого, который, как известно, есть наиковарнейший враг рода человеческого… Возьмите любую плитку – хоть «Альпен Голд» с «Щедрой душой», хоть «Дав» с «Коркуновым» – первейшую строчку в составе продукта везде занимает… нет, не какао, а сахар! Вот и получается, что весь наш современный шоколад – даже недешёвый – это плитки из сахара.
Ладно, если несчастные какао-бобы и какао-масло появятся хотя бы на второй строчке – это ещё в принципе нормально. Но чаще всего их можно обнаружить только где-то к самому концу всего списка, а, бывает, что вообще не найти! Зато со стабилизаторами – это яичный лецитин Е476 и соевый лецитин Е322 – и ароматизаторами, идентичными натуральным, – как правило, ванилину – всё в полном порядке и даже с большущим избытком! А вместо какао-масла, которое и делает шоколад шоколадом, даря ему особый аромат и вкус, каждая такая плиточка под завязку напичкана его эквивалентами и даже заменителями.
Что же это за замена такая и зачем её едят? Этот вопрос – к совести и на совести наших и ненаших производителей! Понятно, что натуральное масло из натурального какао, которое в тех далёких и немногих странах, где оно растёт, всегда считалось национальной валютой, является самым дорогостоящим ингредиентом шоколада. А в современных условиях мирового господства всё и вся уже давно победившей трансгенной сои – это вообще непозволительная роскошь. Вот подавляющая масса игроков шоколадного рынка и пускается во все тяжкие в поисках уж вовсе альтернативного способа получения какао-масла… без каких бы то ни было какао-бобов! Чтобы было сердито, а самое главное – дёшево!
Но даже среди всего этого многообразия синтетических кондитерских жиров, из которых и лепят современную шоколадку, есть те, что получше, и те, что уж и вовсе ни в какие ворота… Догадываетесь, какие мы едим?! Если повезёт – то хотя бы так называемые эквиваленты какао-масла, чьи технологические свойства всё-таки приближены к тому, которое получают из какао-бобов. Ну это как чёрная икра из чёрной икры и чёрная икра из подкрашенной и гранулированной пасты, сделанной из рыбы и водорослей. По виду – похоже, по вкусу – ни то ни сё. Но хотя бы можно утешиться, что и там, и там используются натуральные ингредиенты более-менее нормального качества. Всё-таки эквивалент какао-масла производят из смеси пальмового масла и экзотических масел ши, иллипе и т.п. А самые щедрые и совестливые даже добавляют туда немножечко настоящего масла настоящего какао!
Но куда более нежной любовью у бессовестных «шоколатье» пользуются совсем не эквиваленты, которые тоже вроде как дороговато выходят, а самые что ни на есть расдешёвые заменители. Это химически «обезвоженное» пальмовое, соевое, подсолнечное и рапсовое масло самого низкого качества, которое придаёт конечному продукту неповторимый… никакой вкус, а в процессе производства ведёт себя как последняя сволочь – течёт, расползается… А туда стабилизаторов побольше! Ну а то, что нам кажется вкусом такого шоколада – это всего лишь химическая галлюцинация, умело созданная глутоматом натрия.
Правда, даже несмотря на современный шоколадно-конфетный беспредел, эти малоаппетитные заменители всё-таки запретили использовать в производстве шоколадок. Отрадно, конечно, но вы уверены, что все производители – имя им легион! – свято чтут такие вот ни к чему в принципе особо не обязывающие запреты? Они ведь – в своих ТУ – сами себе цари и боги! Или – и того интереснее! – кто сможет поручиться, что соевое масло, заменяющее масло какао, не произведено из трансгенной сои, а пальмовое не набодяжили из самых дешёвых элементов химической таблицы Менделеева?!
Эх, если б химичили только с какао-маслом – так ведь наловчились делать шоколад даже без какао-бобов, преспокойненько заменяя их… соей! Тоже бобы, конечно, и даже вполне возможно, что и соя натуральная… Вот только соевый шоколад, который чаще всего и встречается на наших прилавках, – это уже совершенно никакой не шоколад! Ну а если в составе подобного «субпродукта» перечислен длинный-предлинный список консервантов, стабилизаторов, «ешек», эквивалентов, заменителей, растительных или кондитерских жиров – сильно подумайте, а оно вам действительно надо?!
Даже если шоколад посильнее разбавить старым добрым нормальным сухим молоком, в нём, увы, останется маловато самих какао-продуктов… и содержащихся в них флавоноидов – веществ, которые укрепляют наш организм и помогают ему вырабатывать гормоны счастья. Хорошему – настоящему! – шоколаду вообще разрешено иметь в своём составе только пять процентов даже качественных эквивалентов натурального какао-масла, и эти скромные проценты – это же очевидно! – должны очень скромненько держаться в самом хвосте состава ингредиентов. Ну а то, что произведено с применением синтетических кондитерских жиров, просто не имеет права носить гордое имя шоколада.
Если там эквивалент какао-масла, то это кондитерская плитка, а если заменитель, то это сладкая плитка… Причём по закону о правах потребителя, каждый производитель обязан точно указывать состав продукта и правильно – его название! Но наивно даже предполагать, что с нами правдиво поспешат поделиться такой вот информацией… Да что там! Бывает, что всё написано, как надо. А на вкус – полная дерьмёшка! Остаётся одно – внимательно читать, что там указано в составе продукта, хотя это совсем не просто – уж поверьте любительнице почитать мелкий текст на упаковках! Впору с лупой в магазины ходить… А почему бы и нет?
Как ни крути, но получается, что лучше всего довериться собственным чувствам – зрению, слуху, обонянию и вкусу. К примеру, горький шоколад должен быть красновато-коричневого цвета, а ещё шоколадная плитка всегда ломается с характерным тонким хрустом… и тает во рту, а не в руках – если же в руках, то там точно дешёвые заменители, а вовсе не масло и измельчённые бобы из натурального какао! При этом настоящий шоколад пахнет… шоколадом и какао… Удивительно, правда?! А вот после дольки дерьмового шоколада во рту останется только привкус металла и сахара вместе с лёгким жжением. Ну и не стоит набрасываться на шоколадки, которые на магазинных полках лежат по соседству с другой едой, – этот чувствительный продукт здорово впитывает в себя окружающие запахи.
Анастасия Цветкова
NK-TV.COM
Saщ
15.11.2013 12:47 в 12:47
Обязательные ГОСТы нужно вернуть — Однозначно!