В Новокузнецке закрывают музей старейшего в Сибири трамвая.
Последний взгляд на стенды с фотографиями, витрины с документами и экспонатами… Получив на память значки с золоченым трамвайчиком, мы покидаем музей трудовой славы городского электротранспорта. Музей новокузнецкого трамвая закрывают, его деятельность останавливают. Навсегда.
Такое решение, как сообщила пресс-служба управления по транспорту и связи горадминистрации приняли директора шести предприятий, входящих в структуру горэлектротранспорта, фонды решено передать в дар краеведческому музею. Освободившееся помещение в 30 квадратных метров будет отдано городскому архиву, который занимает в здании АБК, ранее построенном для троллейбусного депо и принадлежавшем ему до недавнего времени, весь четвертый этаж.
Лишнее помещение под архив — это, конечно, хорошо, но музей жалко. Он частичка истории города. Много лет по крупицам собирались экспонаты, документы, среди которых немало уникальных. Фотографии, карты, форменная экипировка трамвайщиков, обязательные металлические бляхи с индивидуальным номером кондуктора или вагоновожатого, подлинные кассовые аппараты и компостеры…
К работе по созданию музея привлекались профессиональные историки. С 1983 года, как он открылся в канун 50‑летия пуска трамвая в Новокузнецке, сюда постоянно шли посетители, устраивались экскурсии для школьников и всех желающих. “Бесплатные, — подчеркивает смотритель музея Лариса Селеванова, бывший работник предприятия, ныне пенсионер. — Однажды полтора часа водила от стенда к стенду мальчика лет восьми, его мама специально привезла к нам. Только успевала отвечать на вопросы”.
История новокузнецкого трамвая действительно занимательна и интересна. Через два года исполнится 80 лет, как в холодный вьюжный день 30 ноября в городе был пущен первый трамвай, это был первый трамвай от Урала до Владивостока.
Идея пуска трамвая в Сталинске принадлежит Рафаилу Хитарову, как его называли, политруку Кузнецкстроя. В связи со строительством металлургического комбината, узнаем мы из документов музея, возникла большая потребность в транспорте. В начале июня 1933 года бюро сталинского ГК ВКП(б) была утверждена “трамвайная” тройка в составе Хитарова, председателя горисполкома Алфеева, замдиректора Кузнецкстроя Кроника. Вот они смотрят с фотографии на стенде. Рядом — эскиз наброска трамвайной трассы, который был составлен через месяц. В августе уже начались земляные работы и укладка путей, гравий брали из реки Томи. На строительство первой очереди сталинского трамвая было израсходовано около двух миллионов рублей. Всего за неполных четыре месяца было вынуто 19 тысяч кубометров земли, забалластировано и уложено 7200 метров трамвайного пути, установлено более 300 опор для 7500 метров контактного провода. В срочном порядке был построен мост через реку Абу. Наша газета, в то время “Большевистская сталь”, взяла шефство над строительством трамвая и регулярно выпускала молнии “Даешь трамвай!”, информировала жителей о ходе строительства, хвалила за энтузиазм, критиковала за срывы. И руководство города отвечало газете, например: “По решению горисполкома строителям трамвая выделено две автомашины и три брички”.
Просматривая музейную хронику, удивляешься темпам строительства. Не хватало людей, специальной техники, машин, а работа шла полным ходом. Поразил факт. При строительстве трамвайной линии на улице Радиальной (ныне улица Орджоникидзе) мешали землянки, и потому было принято решение их снести. В трехдневный срок работникам КМК предоставили квартиры, остальным — участки земли под строительство новых землянок.
30 ноября 1933 года первый трамвай прошел по первым городским маршрутам: ДОЗ — завод — вокзал. Несмотря на мороз на протяжении всего пути стояли толпы людей, приветствовавшие трамвай. Это было не просто средство передвижения, это была машина времени в светлое будущее.
Вот какие истории и еще много других хранил этот небольшой “ведомственный” музей. Для работников трамвайно-троллейбусного управления он был особым местом. Здесь проходило множество торжественных мероприятий, посвящали в рабочие, проводились конкурсы профессионального мастерства, встречались ветераны. К сожалению, теперь это останется только в воспоминаниях трамвайщиков. Тридцать квадратных метров под музей стали слишком накладны, как два года назад для электротранспортников стала накладна пара десятков квадратных метров, занятых библиотекой из 14 тысяч томов мировых классиков, современной художественной и специальной литературы.
Хотелось бы надеяться, что благие намерения “сделать музей трамвая достоянием более широких масс” исполнятся. Но мы знаем немало примеров, когда подобные музеи (библиотеки, детские сады, базы отдыха и т.п.), оставшись без поддержки руководителей предприятий, не желающих взваливать на себя финансовую обузу, исчезали бесследно.
Источник: «Кузпресс»