«Аэрокузбасс» попался на контрабанде
Летчики были испуганы
16 июня 2010 года в 19 часов в аэропорту города Кемерова приземлился самолет ТУ 154 М (бортовой номер ЕРМСХ), выполнявший рейс IRB 9704 «Новокузнецк-Кемерово-Мешхед». Это воздушное судно, прилетевшее из Новокузнецкого аэропорта, уже благополучно прошло досмотр на Прокопьевском таможенном посту (акт таможенного досмотра № 10608060/160610/000032). Прокопьевском потому, что Новокузнецкий аэропорт находится на территории Прокопьевского сельского района. В Кемерове самолет поставили в Международный воздушный пункт пропуска для завершения процедуры внутреннего таможенного транзита перед пересечением границы России.
На борт поднялся главный государственный инспектор Кемеровской таможни М.В. Потапов. Представитель ООО «АэроКузбасс» (начальник инспекции по организации безопасности полётов) Р.С.Ахметшин передал проверяющему все необходимые в таких случаях документы. На первый взгляд, всё было в порядке. Но опытный таможенник Потапов, вооружившись фонариком, взялся проверять укромные места самолёта. И в техническом отсеке через отверстие силового элемента фюзеляжа увидел синюю коробку, запиханную под пол первого багажного отделения. Понятно, что полость между внешней и внутренней обшивкой воздушного судна не предназначена для перевозки товаров. О находке Потапов тут же доложил руководству.
Дальнейшее происходило при большом скоплении ответственных лиц и фиксировалось на фото и видеокамеры. Было принято решение о полном досмотре самолёта с его частичной разборкой. Летчикам пришлось выгрузить на взлетную полосу весь легальный товар из двух багажных отсеков. В отсеках вскрыли пол и с помощью специального досмотрового зеркала в укромных местах нашли аж 35 тайных вложений: 28 картонных коробок, 2 огнетушителя, 4 аккумулятора и один механизм, который в документах отразили как «агрегат» (акт таможенного досмотра № 10608070/170610/000166).
Конечно, к экипажу и ответственным сотрудникам авиакомпании сразу возникли неудобные вопросы. Но летчики, присутствовавший при досмотре представитель «АэроКузбасса» Р.С.Ахметшин и подъехавший позже заместитель генерального директора «АэроКузбасса» по внешнеэкономической деятельности С.А. Селиванов (запомни, читатель, эту фамилию) только разводили руками. А один из свидетелей осмотра самолёта Е.А. Суксова обратила внимание, что «при обнаружении сокрытых товаров члены экипажа и представитель ООО «АэроКузбасс» Ахметшин были напуганы».
Лгать надо уметь
Была назначена экспертиза, которая показала, что в 35 тайных вложениях находятся комплектующие изделия (приборы, запчасти…) к самолётам марки ТУ 154 М. Бывшие в употреблении, но с действующими паспортами на изделия. Всего 49 штук. Согласно экспертной оценке (заключение эксперта № 5-7/231) рыночная стоимость этого товара с учётом износа составляет более двух миллионов рублей (что согласно Уголовному Кодексу считается крупным размером).
В итоге было возбуждено уголовное дело № 11000026 по факту совершения преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 (Контрабанда в крупном размере с сокрытием от таможенного контроля и сопряжённая с недекларированием).
По словам старшего оперуполномоченного областного УФСБ Е.А. Петлеванова, курирующего объекты гражданской авиации, самолёт ТУ 154 М (бортовой номер ЕРМСХ), в котором нашли тайные вложения, принадлежит иранской авиакомпании «Иран Эйр Тур». А экипаж у него от «АэроКузбасса».
Допрошенные руководители ООО «АэроКузбасс» попытались свалить всё на партнёров по бизнесу, заявив на допросах, что им о контрабанде ничего не известно, нелегальный товар в самолете прибыл из Ирана.
А теперь вспомним заместителя генерального директора «АэроКузбасса» по внешнеэкономической деятельности С.А. Селиванова, который делал у самолёта честные глаза и клялся таможенникам, что о происхождении незаконных вложений ничегошеньки не знает. У господина Селиванова в ходе следствия был изъят ежедневник, в котором нашли полный список контрабандного товара с точным указанием его параметров.
Кроме того, при осмотре сокрытого от таможенного контроля товара на коробках были обнаружены надписи «г. Новокузнецк», «АэроКузбасс», а внутри коробок паспорта на изделия с оттисками штампа с надписью «АТБ Новокузнецк. Произведена проверка. Соответствует НТП» и печатей с надписями «ООО «АэроКузбасс», «АТБ АэроКузбасс». Кроме того, в паспортах имеются подписи и фамилии должностных лиц ООО «АэроКузбасса» А.Э. Живаго, В.Ф. Болотова, Р.С. Шарифуллина и начальника АТБ (авиационно-технической базы) С.А. Бузина. Плюс на паспортах есть этикетки с надписями на русском языке «Линия отреза при поставке на экспорт» и печатью с надписью «АэроКузбасс».
Плюс к этому, по словам начальника ОТК авиационно-технической базы ООО «Международный Аэропорт Кемерово» Н.П. Клименкова, который в день обнаружения контрабанды был привлечён таможенниками к процедуре изъятия в качестве специалиста по авиаоборудованию, все осмотренные им нелегальные находки по правилам должны храниться в специальных условиях у сертифицированных организаций. Такой сертифицированной организацией в Кемеровской области является только ООО «АэроКузбасс».
А нашедший контрабанду главный государственный инспектор Кемеровской таможни М.В. Потапов, сославшись на свой большой профессиональный опыт, с ответственностью за свои слова категорично заявил: собственником тайных вложений может быть только «АэроКузбасс». По словам Потапова, самолёт, после тщательной проверки на Прокопьевском таможенном посту, два часа ждал вылета в Кемерово на территории аэропорта, куда имеют доступ только работники авиакомпании. И только они за это короткое время (с помощью специальной погрузочной техники для воздушных судов, аккумуляторных отверток, слаженности и знаний устройства самолёта) могли успеть спрятать на борту столько контрабанды.
Трудно при таких обстоятельствах всерьез обвинять в контрабанде иранцев. Но руководители ООО «АэроКузбасс» рискнули… И получается облили грязью партнёров по бизнесу.
ФСБ ищет пособников
На сегодняшний день по этому уголовному делу о контрабанде никто не допрошен в качестве подозреваемого или обвиняемого. Следствие дало поручение УФСБ России по Кемеровской области на проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий для установления лиц, причастных к совершению данного преступления. Прослушиваются сотовые телефоны руководства ООО «АэроКузбасс», анализируются распечатки номеров их старых телефонных соединений. Проверяются сотрудники авиационно-технической базы, коммерческого отдела, службы организации перевозок и другие подразделения «АэроКузбасса», которые могли иметь отношение к подготовке, сборке, проверке на пригодность контрабандного авиационного оборудования и его загрузке в воздушное судно.
Изучаются все экспортные таможенные декларации по предыдущим легальным поставкам товара от ООО «АэроКузбасс» в адрес иранской авиакомпании «Иран Эйр Тур»…
Кроме того, по словам информированного сотрудника аппарата УФСБ по Кемеровской области, который согласно Федеральному Закону «О средствах массовой информации» предоставил нам сведения на условиях анонимности, идёт тщательная проверка для выявления возможных других фактов контрабанды, совершенных или подготавливаемых работниками ООО «АэроКузбасс». Совместно с Управлением собственной безопасности областной полиции, чекисты проверяют все контакты руководства «АэроКузбасса» с руководством прокопьевской полиции. На причастность к незаконным поставкам товара за рубеж в первую очередь проверяется начальник Межмуниципального управления МВД России «Прокопьевское» полковник полиции Ю.И. Юхневич.
В общем, идёт большая оперативная и аналитическая работа по борьбе с контрабандой.
Гуманность равна безнаказанности?
Правда есть шанс, что контрабандисты из «АэроКузбасса», даже если они будут найдены, отделаются легким испугом. И не потому, что трем силовым ведомствам Кемеровской области не по зубам доказать их вину. Как сообщает пресс-служба Кремля, Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в УК РФ, которые предполагают декриминализацию товарной контрабанды — то есть незаконного перемещения товаров, не запрещенных к продаже.
«Давно назрел вопрос о декриминализации деяния, предусмотренного частью первой статьи (188 УК РФ — «Контрабанда»), устанавливающей ответственность за так называемую товарную контрабанду», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Максимальная санкция по этой части статьи — пять лет лишения свободы.
Пресс-служба отмечает, что «в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещённых к обороту, не является преступлением». Такая контрабанда, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, а «ответственность за это в полной мере предусмотрена статьёй 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица)». Максимальная санкция этой статьи — также пять лет заключения. Товарная контрабанда станет правонарушением. В соответствии со статьями 16.1 и 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена конфискация предметов контрабанды.
Если Госдума успеет принять эти поправки к Уголовному кодексу до окончания следствия по делу контрабанды «АэроКузбассом», силовикам придётся попробовать переквалифицировать случившееся на статью 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). Или привлекать виновных к административной ответственности и конфисковывать товар.
Ольга Фролова, специальный корреспондент газеты «Сибирь криминальная».
Источник: «КузПресс»