В единый учебник истории могут включить больше информации о российских предпринимателях. С такой инициативой к председателю Госдумы Сергею Нарышкину обратились представители «Деловой России». Бизнесмены предлагают на положительных исторических примерах воспитывать «предпринимательский менталитет» у российских школьников.

Члены «Деловой России» написали письмо председателю Госдумы и главе Российского и исторического общества Сергею Нарышкину с просьбой включить в единый учебник истории главу о российском предпринимательстве, «основанную на успехах наших выдающихся купцов, меценатов и бизнесменов».

В письме сопредседатели «Деловой России» отмечают, что, хотя сейчас и ведется работа по созданию эффективной рыночной экономики и «улучшению инвестиционного климата», тем не менее забываются традиции русского предпринимательства, «имеющие более чем тысячелетнюю историю». «Опираясь на купечество и частную инициативу, русское государство сумело освоить огромные территории нашей страны. Однако в 1918 году предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни», — говорится в обращении. Авторы отмечают, что в 1920 году в эмиграции оказалось более 100 тысяч предпринимателей.

Далее в письме говорится, что в следующие десятилетия предпринимательство внушало лишь негативные ассоциации. «Ценности частной инициативы и задатки делового менталитета фактически подавлялись и в молодежной среде. В итоге были потеряны целые поколения, которые могли бы прийти на смену великим меценатам XX века», — указано в письме.

В 1990-е годы, по словам авторов инициативы, новая волна бизнесменов испытала идентификационный кризис, поэтому основы русской предпринимательской культуры были забыты в погоне за быстрыми деньгами. Некоторые стереотипы «лихих 90-х» в отношении бизнесменов действуют и сейчас. Так, в письме приведены результаты опроса «Левада-центра», согласно которым большинство россиян считают, что отечественным бизнесменам в первую очередь присущи жажда наживы и склонность к жульничеству.

«Такие исконно ключевые качества для русского предпринимательства, как трудолюбие и склонность к благотворительности, назвали лишь 16% и 7% опрошенных», — указано в послании. Этот негатив сказывается и на отношении к бизнесменам чиновников и правоохранителей. Так, почти 60% обращений предпринимателей касаются незаконного уголовного преследования, коррупции и рейдерства.

Своей задачей предприниматели считают пропаганду традиционных ценностей русского предпринимательства, воспитание предпринимателей-патриотов, которые ориентированы на создание конкурентной экономики. «Нашей стране нужны новые Третьяковы, Морозовы и Бахрушины! А им – нормальное отношение общества и помощь со стороны государства!» — восклицают авторы.

Они считают важным учить детей предпринимательской культуре.

Именно поэтому они предлагают включить в содержание учебника главу или параграф истории российского предпринимательства, основанный на успехах наших выдающихся купцов, меценатов и бизнесменов.

Бизнесмены просят Нарышкина взять под свой контроль трактовку исторических событий и имен, которые связаны с российским предпринимательством. Всего под обращением стоят подписи семи представителей «Деловой России»: сопредседателей организации Генералова, Данилова-Данильяна, Левицкого, Назарова, Недорослева, Репика и руководителя исполнительного комитета Семина.

Сейчас на уроках истории рассказывают о российских меценатах и предпринимателях конца XlX — начала XX веков: Мамонтове, Морозовых, Третьяковых. Их же имена есть в концепции нового учебного-методического комплекса по истории России.

Среди понятий и терминов периода 1990-2000-х годов есть рыночная экономика, дефолт, олигархи, «челноки» и другие. В первоначальном варианте концепции среди персоналий были Березовский, Ходорковский, Мавроди, Потанин. Однако из окончательного варианта эти имена были исключены.

«Ни для кого не секрет, что предпринимательство — основа развития любой страны. Но у нас имидж профессии предпринимателя носит негативную окраску из-за советского прошлого и 1990-х годов, — говорит руководитель исполнительного комитета «Деловой России» Илья Семин. — У государства есть правильная идея — единый учебник истории. И если развитие предпринимательства является приоритетом для страны, то давайте посвятим маленькую часть учебника именно этому». По его словам, необходимо показывать как негативные, так и положительные примеры российского предпринимательства, прямо говорить, каким был бизнес в 1990-е годы. Семин рассказал, что «Деловая Россия» даже предлагает раз в год в каждом регионе устраивать день предпринимателя в школах, на которых можно было бы рассказывать о местных бизнесменах.

Сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик даже привел несколько примеров, кого из предпринимателей XXl века можно было бы включить в учебник. Он назвал бизнесменов из сферы IT, создателей телекоммуникационных компаний. «Чтобы выявить положительные примеры, нужно посмотреть, какие предприятия получили признание как в России, так и на западе», — считает Репик. Его коллега, еще один сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров также рассказал о том, кто должен попасть в учебники.

«Положительные примеры — это строительство олимпийских объектов в Сочи, куда многие предприниматели вкладывали свои средства, — считает Назаров. — Какие-то предприниматели создают полезные для государства вещи, например, когда ведется комплексная застройка в Подмосковье, то создается вся инфраструктура — детские сады, поликлиники, школы».

По его словам, нужно показывать, как менялся бизнес. «В лихие 1990-е было прямое физическое воздействие, в начале 2000-х — «давление» стало цивилизованнее, при помощи правоохранителей и лазеек в законодательстве. Но уже ни в кого не стреляли и никого не убивали. Сегодня и такое давление уменьшается, а через несколько лет не будет и таких методов. Поэтому в учебнике нужно освещать историю предпринимательства некими этапами», — сказал Назаров.

Секретарь Российского исторического общества Андрей Петров считает, что в своем письме «Деловая Россия» ставит правильные вопросы. «В концепции есть многие персоналии, о которых говорит «Деловая Россия», — Третьяков, Морозов, Мамонтов и так далее, — рассказывает Петров. — Нормы предпринимательской этики должны быть отражены в учебниках истории, тем более что у нас есть позитивный опыт в этой сфере. Нужно говорить о том, что бизнес бывает не только грабительским, но и социально ответственным».

По словам Петрова, внести изменения в концепцию с тем, чтобы потом в учебниках истории появилось больше информации о российских предпринимателях, вполне возможно. «Российское историческое общество поддерживает это письмо. Мы даже решили на нашей площадке совместно с «Деловой Россией» создать комиссию по истории экономики и предпринимательства», — рассказал Петров.

«В современном учебнике истории про предпринимателей нужно написать: «Самые талантливые предприниматели собрались давным-давно и создали кооператив «Озеро». Нужно рассказать про их трудовой путь, — считает бизнесмен Евгений Чичваркин. — Также надо рассказать о людях, которые работают на государство и управляют большими компаниями, например «РЖД», «Газпромом». Нужен ведь большой талант — управлять империями, над которыми не заходит солнце.

Также необходимо оценить их вклад в поддержку РПЦ и главы государства. Достойная роль предпринимательства возможна благодаря ему. Никто себя не чувствует ни жуликом, ни вором, как было в советские годы. Предприниматели не находятся под гнетом бандитов, как было в 1990-е годы, не воруют у себя нефть, как в 2000-е. Хотя до сих пор есть недобитые, ориентирующиеся на двойные стандарты Запада компании, но они все практически под уголовными делами. История перевернет этот лист достаточно быстро».

Учителя истории согласны с тем, что рассказывать про положительное влияние предпринимательства нужно. «Про предпринимателей конца XlX и начала XX веков в учебниках есть информация. Современных предпринимателей нет, поскольку это рискованное дело — напишешь, а потом раз, и предпринимателя уже нет», — считает учитель истории гимназии №1567 Тамара Эйдельман.

По ее словам, «Деловой России» полезнее было бы помочь издать какую-то хрестоматию или рабочую тетрадь, посвященную биографии предпринимателей и их бизнесу. «Положительным примером бизнесмена мог бы послужить Михаил Ходорковский. Хотя сама по себе установка — использовать только положительные примеры — неправильная. Нужно говорить обо всех проявлениях российского предпринимательства. Через 30 лет, когда современные события станут историей, будет очень интересно их изучать», — считает Эйдельман.

С тем, что история нынешнего предпринимательства — не совсем история, согласен и учитель истории гимназии №1543 Леонид Кацва. «В качестве положительных примеров можно использовать биографии Дмитрия Зимина или Андрея Коркунова. А можно было бы использовать пример Ходорковского, но только тут возникнет цензура. Кому-то и Абрамович покажется положительным примером. Поэтому, наверно, правильнее говорить о роли бизнеса как созидающего начала, а не столько использовать примеры», — считает Кацва. По его словам, создать отдельную главу про предпринимательство вряд ли получится. «Но говорить о положительной роли предпринимателей и меценатов необходимо, поскольку сейчас в учебниках истории есть перекос не в сторону созидателей, а в сторону разрушителей — революционеров и военных», — говорит учитель.

http://www.gazeta.ru

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Всё лучшее к детям: в России хотят вернуть туристический кешбэк для семей

В России предлагают вернуть туристический кешбэк для семей с детьми, а также при оплате де…