Генерал-майор юстиции Владимир Маркин — о том, почему нельзя копировать бесчестные приемы наших противников.
Сразу же начну с вывода: никакого противостояния между Украиной и Россией, а тем более между народами сегодня нет!
Учитывая глобальный контекст, более обоснованной была бы версия о противостоянии России и США на Украине, но и это не совсем верно. Есть одно главное противостояние — между силами разрушения, деградации, хаоса и силами права и порядка. Эта линия политического и информационного фронта лежит внутри каждой страны — России, Украины, США, европейских стран, и она же определяет глобальные коалиции сил за международное право и против правового порядка.
Кризис в Киеве высветил эту логику и подтвердил всё, о чем мы не раз уже говорили. Цивилизация и культура держится на уважении к закону, в том числе уважении к людям, олицетворяющим закон. Убрав с улиц полицию, как в 1917-м, получаем тот же результат — рухнувший порядок во всех сферах жизни, бандитизм, перевороты, а затем и угрозу гражданской войны, потому что силы деградации не могут удержать власть никак иначе. Но во многих регионах Украины, как и до того в Крыму, народ и силовики вместе противостоят силам разрушения — глобальной «партии войны», и в этом сопротивлении хаосу живет наша общая надежда на мир.
Однако правоохранители — это лишь первый эшелон защиты культуры и цивилизации. Не менее важен еще один столп общества — свобода слова и профессиональное сообщество СМИ. Если бы не шельмование «беркутов» и МВД со стороны украинских и западных масс-медиа, обрушения государства и правопорядка не случилось бы. Если бы киевские СМИ не поддержали моральный террор, в городах Донбасса и вовсе не было никаких ополченцев в ответ на угрозы физического террора против инакомыслящих.
Как и в военно-политическом противостоянии вокруг Украины, нас, Россию, пытаются поставить на одну доску с силами деградации. Мол, и вы тоже занимаетесь пророссийской пропагандой. Слава Богу, наконец-то в последние годы занялись.
Пропаганда необходима любому государству, но при одном условии — если она не разрушает культуру и право, не разрушает само государство. Есть разница между пропагандой, основанной на объективных фактах и проверенных историей ценностях, и той, как сейчас в Киеве и во многих западных СМИ, что основана на тотальной лжи и ложных ценностях.
Именно полное разрушение этики и профессионализма в журналистике беспокоит более всего, поскольку угрожает будущему этой профессии в мировом масштабе. Да, государство или частный капитал через создание СМИ формируют доверие целевой аудитории. Читатель ожидает увидеть адекватную картину событий и фактов с корректными комментариями, пусть и выгодными владельцу. Но собственными руками убивать доверие к СМИ — означает выход из цивилизованного поля, разрушение не только права, но всех ценностей.
Вакханалия лжи по отношению к России и ее миротворческой роли означает лишь одно: владельцам и политическим кураторам таких СМИ выгодно искажение фактов вплоть до выворачивания наизнанку. Например, откровенные экстремисты захватывают прокуратуру, чтобы обвинять лояльных закону прокуроров, сотрудников полиции, давить на судейский корпус. Всё это очень неприятно наблюдать со стороны, хотя и в этом негативе есть обратная сторона. Ставка на откровенную ложь, убивающую доверие к подконтрольным СМИ и политикам, означает близость конца антироссийской игры, когда проигравшийся не только блефует, но и ставит ва-банк битую карту.
Нам нужно ответить себе на вопрос, чем и как отвечать на дикую и лживую информационную кампанию. Ответ ни в коем случае не должен быть зеркальным. Наоборот, нужно воспользоваться ослаблением доверия к антироссийским политикам и СМИ, чтобы подхватить выпавшее из рук Запада знамя свободы слова и честной журналистики. Дезинформации противопоставить еще более профессиональную работу не только наших СМИ, но не в последнюю очередь — информационных служб госорганов, на четкие и достоверные данные которых обопрутся российские журналисты.
Кстати, одним из признаков профессионализма и залогом доверия к изданиям и телеканалам является критичное отношение к источникам информации. Если информагентства или даже госорганы, особенно на Украине, но и в США тоже, пойманы на откровенной лжи и передергивании, то рассматривать их и далее как источник информации невозможно. Иначе это подорвет доверие уже к нашим СМИ и журналистам. Ну ладно, сами американцы решили напоследок с треском и грохотом допилить и обрушить свой пьедестал, но нам-то зачем вместе с ними и украинскими экс-коллегами напрашиваться на политическую «дарвиновскую премию»?
Но самое главное — честная и четкая информация о реальных фактах и событиях нужна не только для спасения чести профессии и доброго имени редакции. Во многих случаях она может спасти жизнь и здоровье людей. Объективная картинка ТВ из горячей точки может остановить выполнение преступного приказа. Вопиющая информация о том, что обезумевшие националисты из Киева препятствуют доставке инсулина в города юго-восточной Украины, обрекая людей на мучения, — возможно, самая важная информация для того, чтобы мобилизовать международную солидарность и помощь.
Еще раз повторю: нет и не может быть зеркальной, симметричной оппозиции Москвы и Киева, России и НАТО, как бы ни рядилась изощренная пропаганда в якобы объективные одежды, обвиняя обе стороны. На нашем доме нет, к счастью, никакой «оранжево-коричневой» чумы. Россия сегодня стоит на защите международного права, правовой культуры, на стороне сил правопорядка — и на Украине в том числе.
Автор — руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета РФ
http://izvestia.ru