Украина упорно провоцирует Россию на ввод войск. И с каждым днем эти провокации становятся все циничнее. Однако Кремль на них поддаваться не собирается.
Шантаж, мат и погромы
Так, за последние дни украинские власти пошли на ряд демонстративных шагов, на которые Москва обязана была дать адекватный ответ. Подразделения украинских вооруженных сил регулярно осуществляли вторжение на российскую территорию, а одна из украинских БМП там и осталась. Причем в Киеве вину за собой не признают и дают понять, что и в дальнейшем не собираются уважать российскую госграницу. «Российская Федерация, которая фактически ввела войска на территорию Украины в Крыму, совершившая военную агрессию, не имеет никакого морального права обвинять Украину», — заявил министр юстиции страны Павел Петренко.
Помимо пересечения границы, украинские власти снова взяли в заложники российских журналистов, и снова корреспондентов телеканала «Звезда». По традиции их обвинили в шпионаже за украинскими военными и сборе разведывательной информации. Сейчас российские корреспонденты находятся в Днепропетровске.
Нападению подверглись не только российские журналисты, но и дипломаты. В Киеве группа демонстрантов напала на российское посольство. Они забросали его яйцами и бутылками, повредили фасад, сдернули российский флаг и перевернули машины дипломатов, находившиеся у входа. Украинские власти, ничего не сделавшие для защиты диппредставительства, уверяют, что они-де не знали о нападении. Однако в Москве считают иначе. «Нападение на наше посольство в Киеве, безусловно, организовано. Откуда иначе у пикетирующих взрывпакеты?! Это не стихийная, а продуманная акция», — заявил председатель комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков. Аргументы странные – после Майдана такой тип оружия на руках у многих — однако поведение украинских официальных лиц, нежелание милиции защищать посольство подтверждают продуманность этой акции. Лишь когда накал страстей возле посольства достиг апогея, туда, наконец, прибыли украинские чиновники, в частности глава украинского МИД Андрей Дещица. Однако его присутствие там запомнилось лишь невиданным дипломатическим скандалом — министр иностранных дел Украины в окружении демонстрантов открыто обматерил Владимира Путина в прямом эфире. Попытки России добиться международного осуждения атаки на посольство закончились ничем — даже проект соответствующего заявления Виталия Чуркина был заблокирован в Совете безопасности странами Запада.
По сути, провокацией является и позиция Киева на газовых переговорах с Москвой. Украинские власти попросту не хотят договариваться – они требуют, чтобы Кремль принял их условия (цена в 268 долларов). И фактически отвергли компромисс, предложенный Россией — цену, которая существовала до декабрьских соглашений с Януковичем. Россия же заявила, что больше переносить перевод Украины на предоплату не будет, и если деньги на счет Газпрома не поступят, то в 10 утра 16 июня отключит Украине газ. По всей видимости, Украину эта угроза не испугала и не заставила занять более вменяемую позицию, так что вчера после нескольких часов разговоров российская делегация попросту покинула стол переговоров. Переговоры должны продолжиться сегодня, и если Евросоюз не убедит Киев пойти на уступки, то газ Украине с большой долей вероятности будет все-таки отключен. В свою очередь, Киев к этому готов – премьер-министр Арсений Яценюк уже поручил всем ведомствам подготовиться к переходу на план функционирования энергетической отрасли в условиях прекращения поставок российского газа. Однако учитывая, что за последние месяцы Украина выкачала максимальные объемы газа (поэтому ее долг уже вырос до 5 миллиардов), а также то, что сейчас лето и страна не нуждается в отоплении, она вполне может как минимум несколько месяцев прожить на украденные запасы.
ЭТО НЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ЭТО СТРАТЕГИЯ
Ряд российских общественных деятелей а также значительная часть населения возмущаются «страусиной» позицией Кремля – они требуют от Владимира Путина ответить на украинские провокации и массовое убийство гражданского населения вводом миротворческого контингента. Программой минимум которого будет защита жителей Донбасса и обеспечение «бесполетной зоны» над территорией ДНР и ЛНР, а программой максимум – освобождение всей Новороссии от присутствия украинских подразделений по крымскому сценарию. И чем дольше Кремль отказывается от реализации такого сценария, чем больше издает «последних китайских предупреждений», тем чаще начинают звучать обвинения Владимира Путина в предательстве русскоязычных жителей Донбасса в частности и российских национальных интересов в целом.
Между тем, Кремль руководствуется своей логикой. Кому-то она покажется циничной, но в политике другой и не должно быть. Киев и стоящий за ним Вашингтон пытаются вынудить Москву ввести войска на Украину потому, что только этот ввод войск может спасти их от фактического и дипломатического поражения. Так, в Киеве рассчитывают, что захват российскими подразделениями восточной Украины послужит колоссальным мобилизационным стимулом для украинского населения. Сейчас это население (точнее та его часть, мозги которой до сих пор не промыты украинской пропагандой) воевать не хочет. Родители отказываются отпускать своих детей в Донбасс, а сами контрактники отказываются ехать. Все большее число понимает, что на востоке воюют не террористы или обезличенные «ватники» и «колорады», а украинские граждане, которые недовольны превращением нынешней властью убогой националистической галицийской идеологии в общегосударственную. В крупных городах страны начинают проходить антивоенные митинги. Власти, конечно, пытаются убедить людей в том, что война на Донбассе является «отечественной», что речь идет о защите украинской территории от российского вторжения. Им в этом деле помогают европейские политики. «Вооруженные бойцы пользуются внешней поддержкой, включая поставку оружия и подкрепление иностранными бойцами, — заявил Херман ван Ромпей. – Россия, как пограничное государство, несет первостепенную ответственность за обеспечение немедленного прекращения этого потока и внешней поддержки через ее границу. Любое другое отношение и публичная двойственная позиция в отношении происходящего не совместима с российскими международными обязательствами в рамках ОБСЕ и ООН». Однако все эти заявления разбиваются об элементарное отсутствие фактуры. Вопреки заявлению о захвате российских диверсантов и российской техники до сих пор Украина не предоставила внятных доказательств российского вторжения.
Украинскому президенту Петру Порошенко нужно российское вторжение не только для того, чтобы мобилизовать население, но и для оправдания экономических сложностей1, с которыми Украина столкнется в ближайшее время. В бюджете огромная дыра, военная операция требует расходов, а украинские олигархи типа Игоря Коломойского будут требовать компенсации за поддержку антитеррористической операции. Наконец, народ в ближайшее время ощутит последствие принятия Киева жестких условий МВФ, а также возможного подписания соглашения об Ассоциации, уничтожающего остатки украинского производственного сектора. Все это может грозить Порошенко новым Майданом – если конечно не обвинить в этом Россию.
Наконец, Вашингтону российское вторжение серьезно облегчит процесс достижения договоренностей с ЕС по совместному экономическому давлению на Россию. Сейчас европейские политики под давлением своих бизнесменов и избирателей отказываются вводить санкции против Москвы, тем самым не только сохраняя отношения с Россией, но и ставя под сомнение сам факт американского лидерства. Поводом для отказа является внешне конструктивная позиция Кремля – Москва всячески выступает за мир, Владимир Путин согласился на встречу с Порошенко, не поддержал проведение референдумов. Российское вторжение же перечеркнет все европейские аргументы – Германии и Франции просто нечем будет крыть американские аргументы о том, что российскую агрессию нужно остановить.
Однако отказ от вторжения не значит, что Россия должна бросить на произвол судьбы жителей Донбасса и спокойно смотреть на то, как украинские вооруженные силы и поддерживающие их «иррегуляры» из частных армий олигархов убивают мирных жителей. Для изменения баланса сил России нужно открыть границу для притока добровольцев на Донбасс, а также поставлять ополченцам ДНР и ЛНР тяжелое оружие — что и происходит, если, конечно, не верить в то, что захваченный ополченцами у украинской армии танк начал размножаться почкованием. Особое значение тут имеют поставки ПЗРК, которые уже дали эффект. Так, в ночь с 13 на 14 июня под Луганском был сбит военно-транспортный самолет Ил-76. Сами украинские власти признают, что в нем было 40 военных и 9 членов экипажа, хотя некоторые аналитики говорят, что жертв должно быть значительно больше – ради 40 человек такой самолет никто гонять не будет. Также ополченцы сбили один из штурмовиков, который обстреливал здание УВД в Горловке. Если украинская авиация и дальше будет такими темпами терять боевые машины, то от нее в ближайшее время вообще ничего не останется. А без авиации эффективность антитеррористической операции серьезно снизится. И цель – прекращение убийств мирных жителей, безопасность ДНР и ЛНР, принуждение Петра Порошенко к переговорам – будет достигнута. Причем с куда меньшими рисками, чем при открытом вторжении.