Предложение президента России Владимира Путина о допуске наблюдателей ОБСЕ на российские КПП на границе с Украиной, с которым он выступил в понедельник, осталось без ответа. 1 июля президент Украины Пётр Порошенко заявил о «решительном» продолжении карательной операции против Новороссии. Реакция российского истеблишмента не заставила себя ждать. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов в понедельник предложил взять под контроль границу между Россией и Новороссией, чтобы обеспечить гуманитарный коридор для вывоза беженцев.
«Несмотря на призывы лидеров европейских стран, лидеров ОБСЕ, я считаю, что самым правильным было бы взять под контроль границу между Россией и Донецкой народной республикой и Луганской народной республикой, обеспечить гуманитарный коридор для вывоза беженцев и обеспечить туда допуск добровольцев и соответствующих вооружений. Надо помогать, потому что договариваться с убийцами и преступниками бесполезно», — сказал Сергей Миронов.
Насколько выполнимо предложение Миронова?
— На мой взгляд, пока нет явной угрозы ликвидации Новороссии, Россия вряд ли пойдёт на такую меру, — считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Де-факто гуманитарные коридоры на тех участках границы, которые контролируют ополченцы, существуют. Всё необходимое в ДНР и ЛНР завозится.
А если Россия открыто возьмёт под контроль всю границу с Новороссией, это только осложнит отношения Москвы и Киева, а также даст Вашингтону очередной повод для давления на европейцев, с целью заставить их действовать более жёстко против нашей страны.
Что касается Миронова, то его тоже понять можно. Он лидер конструктивно оппозиционной партии. Ему нужно выступать с более радикальными инициативами, чем те, которые выдвигает власть.
В целом же РФ, если украинские силовики не устроят совсем уж откровенный беспредел в Новороссии, будет пытаться поддержать нынешний статус-кво.
— Значило ли заявление Путина о готовности разместить наблюдателей ОБСЕ на российско-украинской границе, что мы и дальше будем идти на уступки перед Западом?
— Порошенко не прислушался к предложениям России именно потому, что пока у него остаётся надежда решить конфликт силовым путём. Ведь главным условием размещения наблюдателей ОБСЕ на российских пограничных пунктах было продление перемирия. Возможно, что со временем киевским властям придётся вернуться к предложенной Путиным формуле.
Я, кстати, пока не вижу в предложении российского президента проявления слабости и готовности России отступать и дальше. Ясно, что сейчас США пытаются активно столкнуть лбами Евросоюз и Россию. При этом и российская и европейская стороны пытаются заболтать такого рода давление в различных консультациях, предложениях, псевдоуступках…
Поэтому то, что предлагал Путин, это некий повод для Евросоюза отложить введение санкций. С другой стороны, это предложение никого ни к чему не обязывает.
— Запад уже не раз грозил нам «третьим пакетом санкций». Одно из условий отказа от них – закрытие границы для добровольцев из России, — говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. – Наша страна в лице Путина, таким образом, реагирует на требования Запада. Поскольку режим перемирия отменён, то в данном случае и говорить не о чем – согласие России на размещение наблюдателей ОБСЕ на своих границах отменяется. Москва ведёт очень сложную игру с Западом. Нам не хочется входить в клинч с США и их союзниками. Запад в свою очередь нащупал наше слабое место и активно этим пользуется, всё время выдвигая новые требования, грозя наказанием.
— То есть наше руководство на самом деле всерьёз опасается введения «третьего пакета санкций»?
— Да, это так. Москва уже не стоит столь жёстко и бескомпромиссно в своём диалоге с Западом, как это было в первые месяцы после госпереворота на Украине.
Кроме того, надо учитывать, что политика России на украинском направлении не получает поддержки наших ближайших союзников – Белоруссии и Казахстана. Они отказались вводить ограничения на украинский импорт. Все «добрые слова» некоторых иностранных политиков в адрес России практического значения не имеют. Даже поддержка Индии и Китая, о которой любят говорить у нас, весьма условна.
А «третий пакет санкций», как бы ни пытались преуменьшить его значение, ударит довольно больно по нашей экономике. Потери Запада при этом будут на порядок меньше. Если у Запада, условно говоря, 1000 долларов, а у России – 100 долларов, то и они, и мы потеряем по «10 долларов», но, как вы понимаете, для нас это будет гораздо болезненнее.
— Сделает ли введение «третьего пакета санкций», смелее наше руководство, которому уже нечего будет терять? В частности, можно ли будет взять под контроль границу, как это предложил Сергей Миронов?
— Для начала хотел бы сказать, что в самом российском обществе происходит поляризация мнений по поводу происходящего на Украине. Растёт число сторонников радикального решения этой проблемы. Как среди обычных граждан, так и среди политической элиты. Согласно опросам, сторонников ввода миротворческих войск в Донбасс уже более 40%, в то время как в мае таковых было не более 30%. Конечно, политики не могут не учитывать настроения в обществе.
При этом надо понимать, что даже если бы Россия не присоединила Крым, строительство украинского национального государства, на которое теперь уже открыто взял курс официальный Киев, неизбежно привело бы к росту напряжённости в отношениях между нашими странами. Этот процесс на Украине несёт антироссийский и антирусский заряд. Как бы ни повернулись события, Украина в ближайшие годы или даже десятилетия не станет для нас дружественным государством. И перед руководством России всё острее встаёт вопрос: а стоит ли способствовать сохранению такого государства? Если мы окончательно займём позицию невмешательства в украинский кризис, то, в конечном счёте, официальный Киев при поддержке Запада задавит Новороссию. В итоге мы получим националистическое государство с реваншистскими настроениями в отношении России.
Поэтому в случае введения «третьего пакета санкций» давление на руководство страны уже внутри России увеличится, возможности Запада грозить чем-то России резко сократятся, и я не исключаю, что Кремль пойдет на более решительные действия. России ничего другого не останется делать, как брать под контроль российско-украинскую границу, усиливать военную помощь Новороссии или даже вводить свои войска на территорию этой самопровозглашённой республики.