Президент России Владимир Путин в ходе переговоров в «нормандском формате» согласился с возможностью размещения миротворческого контингента в Донбассе. Об этом 1 мая сообщила пресс-служба президента Украины Петра Порошенко. «В контексте обсуждения путей мирного урегулирования президент Путин согласился с возможностью размещения миротворческого контингента в Донбассе», – говорится в сообщении на президентском сайте.
В официальном сообщении Кремля по итогам переговоров никаких упоминаний о том, что обсуждался вопрос о введении миротворцев, нет.
Чуть позже сообщение украинских коллег прокомментировал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.
«Дело в том, что никогда российская сторона не оспаривала идею миротворцев, но и согласиться на нее ни российская сторона, ни другая страна, гарантирующая Минские соглашения, не может, потому что на это в первую очередь должны дать согласие стороны конфликта — то есть а: Киев и б: Донбасс», — пояснил представитель Кремля.
Песков обратил внимание, что существует подписанный и представителями Киева, и представителями Донбасса, а также гарантированный Россией, Францией и Германией текст Минских договоренностей.
«До того, как эти конкретные пункты будут выполнены, поднимать иные вопросы мы считаем абсолютно неправильным», — подчеркнул пресс-секретарь президента.
То есть в интерпретации Пескова, Москва считает, что сначала выполнение Минских соглашений, а потом, если такая необходимость останется – ввод миротворцев.
Две недели назад, по итогам предыдущей встречи «в нормандском формате» глава МИД России Сергей Лавров заявил, что идея введения миротворцев на Украину не получила развития в ходе переговоров. По его словам, глава МИД Украины упомянул об этом вопросе, однако никто из министров других стран никак не отреагировал.
А ещё неделей ранее Сергей Лавров заявил, что проблему миротворчества в зоне конфликта на Украине невозможно обсуждать без участия Луганска и Донецка.
— Я думаю, что сам по себе миротворческий формат не представляет угрозу ни для интересов России, ни для донбасских республик, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. – Вопрос в том, как это будет осуществлено на практике. Я думаю, Владимир Путин правильно сделал, что не отмёл сходу идею ввода миротворцев. Скорей всего, он посоветовал членам «нормандской четвёрки» обсудить её с руководством ДНР и ЛНР. А эти республики вряд ли согласятся на такой формат миротворчества, который пойдёт им во вред. Например, Порошенко предлагает перекрыть границу Донбасса с Россией. Но это нереально. ДНР и ЛНР на это не пойдут.
Многое зависит от состава миротворческого контингента. Если речь идёт о введении войск ОДКБ в Донбасс, с этим можно согласиться. А вот войска НАТО в Новороссии даже в виде миротворцев, конечно, никто не ждёт. Войска нейтральных государств вряд ли будут эффективны, поскольку они, скорей всего, к своим функциям отнесутся формально. Если, скажем, украинская армия пойдёт в наступление, они могут просто уйти с места боёв. У них нет своих интересов на Украине, и умирать за мир в Донбассе они не будут.
У меня есть ещё подозрение, что вся история с миротворческой операцией затеяна Киевом для того, чтобы торпедировать выполнение Минских соглашений. Под предлогом того, что ДНР и ЛНР откажутся пускать миротворцев НАТО, Киев может заявить о том, что нет оснований для выполнения этих соглашений.
Поэтому надо смотреть, как ситуация будет развиваться на практике. Пока мы видим, что члены «нормандской четвёрки» – Франция и Германия, не стремятся торпедировать «Минск-2».
По крайней мере, в итоговом заявлении по результатам последней встречи была подчёркнута необходимость соблюдать все пункты этих соглашений. А тема введения миротворцев прозвучала лишь как побочная.
«СП»: — Но введение даже миротворцев ОДКБ будет означать заморозку конфликта в нынешних границах. Притом, что ДНР и ЛНР не раз заявляли, что их не устраивает ситуация, при которой половину территории Донецкой и Луганской республик контролируется украинскими силовиками.
— ЛНР и ДНР это не устроит, но это устроит Россию. Как я понимаю, Кремль сегодня старается не обострять отношений с Западом. Кроме того, в Москве не хотят свергать нынешний киевский режим и брать на себя ответственность за Украину. Что касается донбасских республик, то тут есть маневр для торга. Если они останутся в составе Украины, они могут потребовать, чтобы им передали под контроль всю территорию бывших областей. И как раз отказ вернуть им эти территории может стать причиной, по которой ДНР и ЛНР откажутся возвращаться в состав Украины.
При всём том Кремль в случае новой агрессии со стороны Украины может признать независимость Новороссии.
— Тему ввода миротворцев мы поднимали с самого момента провозглашения Донецкой народной республики, — говорит член Народного совета ДНР Мирослав Руденко. — Мы уже тогда понимали, что реально могут остановить агрессию Киева только миротворцы из России. И тогда действительно был шанс избежать большой крови путём их ввода. А вот под прикрытием миротворцев НАТО, скорей всего, просто бы продолжался террор киевской хунты против жителей Донбасса. Именно этого после поражения под Дебальцево добивается Киев. Но на такой вариант мы, конечно, не пойдём.
«СП»: — Ввод миротворцев лишит возможности ДНР и ЛНР расширить свои границы до тех территорий, где год назад проходил референдум о суверенитете республик?
— Я с первых дней участвовал в зарождении Донецкой народной республики и считаю, что на те территории, где люди голосовали за ДНР, а это почти вся Донецкая область, должен распространяться суверенитет нашей республики. Подавляющее большинство населения Славянска, Краматорска и других оккупированных силовиками городов ДНР не поддерживали и не поддерживают карательную операцию киевской хунты.
Мы сторонники того, чтобы этот вопрос решился политическим путём. Но если Украина снова начнёт войну, мы будем не только защищаться, но и постараемся освободить весь Донбасс.