20 лет назад прошли первые и пока единственные в России президентские выборы, состоявшиеся в два тура. В июле 1996 г. Борис Ельцин с результатом чуть больше 53% голосов (по официально озвученным данным) был переизбран на второй срок, который, впрочем, он не доработал до конца. За две недели до этого в первом туре его и лидера КПРФ Геннадия Зюганова отделяли друг от друга лишь 3%. Недавно Зюганов в «юбилейном» интервью признал победу Ельцина, хоть и рассказал о доказанных в суде «приписках» и «поделенной пополам стране». Однако подтвердить документально это все невозможно – бюллетени «демократических выборов» были уничтожены вскоре после их окончания. Между тем, в компартии продолжают изучать ситуацию между двумя турами и причины поражения, а люди, близкие к событиям, начали приоткрывать завесу тайны над «украденной победой». Подробности – в материале Накануне.RU

После тяжелой и грязной кампании, о ходе которой Накануне.RU писало раньше, 16 июня 1996 года прошел первый тур президентских выборов. Действующий руководитель страны Борис Ельцин набрал чуть больше 35% голосов, идущий следом лидер коммунистов Геннадий Зюганов – 32%. Наибольший результат из остальных претендентов показал генерал Александр Лебедь, который смог получить около 14,5% голосов. Лидеры ЛДПР и «Яблока» Владимир Жириновский и Григорий Явлинский набрали 7,3% и 5,7% голосов. Результаты остальных участников не превысили 1%. Для достижения победы лидеры гонки должны были договариваться с остальными участниками кампании о совместных действиях во втором туре.

«Я обошел всех. Начал с Александра Лебедя. Мне было очевидно, что он чужой проект, но мне казалось, что его государственно-патриотическая линия – в его душе. Он в принципе согласился, его 12-14% нам хватило бы с лихвой, мы были бы недосягаемыми. У нас была команда, я бы поручил ему восстановление армии, он это знал, любил, понимал, но его пригласили, предложили ему Совбез. Когда я ночью увидел, что его назначали, я понял, что наступил новый план действий, в котором он будет вместе с Ельциным. Этих 15% нам и не хватило. Я ему сразу сказал, что «они тебя выгонят через полгода, ты не впишешься в их команду«, – рассказалЗюганов в недавнем телеинтервью.

Однако, в одной из статей «предвыборного» цикла, которые полгода печатает сайт Мосгоркома КПРФ, представлена несколько другая хронология. По этим данным, переговоры между политиками прошли 19 июня, по итогам Зюганов заявил, что готов включить Лебедя в свое Правительство народного доверия. В интервью он упоминает, что речь шла о посте министра обороны. Однако, назначение Лебедя на пост главы Совбеза РФ произошло днем раньше – 18 июня. В этот же день был отстранен министр обороны Павел Грачев, а Лебедь, по словам автора статьи Михаила Чистого, объявил о пресечении государственного переворота со стороны окружения Грачева. Через два дня эту информацию опровергли все – Правительство, министерство обороны и даже парламентский комитет по безопасности, который возглавлял коммунист Виктор Илюхин.

«Я так понимаю, что Лебедь попытался сыграть такую «партию на доверии». Попытался настолько войти к Ельцину в доверие, чтобы потом, возможно, создался такой некий политический расклад, когда он мог бы в случае, если бы ситуация сложилась подходящим образом, взять власть. Его поддержала бы армия, но ему нужно было войти в доверие. Он не учитывал одного, что Ельцин ничего не решал, за ним стояли очень умные ребята из спецслужб, в том числе США и такие «пацаны», как Чубайс, которые просчитывали все на несколько шагов вперед«, – рассказал Накануне.RU военный журналист Александр Жилин.

«Лебедь согласился на подобную рокировку, но он сделал это не просто так. С одной стороны, он был игрушкой в руках Березовского, и прекрасно это понимал, с другой стороны, у него была иллюзия, что он Березовского переиграет, тем более, что у него были далекоидущие планы по «дворцовому перевороту». Он прекрасно знал состояние Ельцина после первого тура, которого разбил пятый по счету инфаркт. По конституции, импичмент президенту может быть объявлен не только по причине преступлений и нарушения Конституции, но и по состоянию здоровья. Врачи могли выдать соответствующее заключение, что Ельцин не может выполнять функции президента«, – подтверждает эту версию в беседе с Накануне.RU историк Евгений Спицын.

По его словам, именно планы на «захват власти» и стоили Лебедю одного из наиболее высоких мест в элитной иерархии. Фактическим поводом для отставки Лебедя с поста главы Совбеза стало его прямолинейное желание сформировать Национальную гвардию при этой структуре численностью в 50 тыс. человек. Председатель Правительства Виктор Черномырдин выступил против и отказался ставить на документе свою подпись, вместо этого потребовав отставки дерзкого генерала.

«Считаю, что Лебедь в данном случае сыграл самую паскудную роль. Думаю, его с начала вел Березовский, готовил «запасной аэродромчик». Выборы в Красноярске потом убедительно показали, что за Лебедем стояла фигура Березовского. И до президентской кампании он был допущен именно для того, чтобы оттянуть голоса у Зюганова«, – считает Спицын.

Предположение о «руке Березовского», к слову, подтвердил и экс-глава Службы безопасности президента Александр Коржаков в недавнем интервью «Комсомолке«.

«Его наверх вытащил Березовский. Лебедь в Туле был популярной фигурой, депутатом Госдумы стал, а Березовский давай его из депутатов тащить, через «Первый канал». Через ОРТ сделал Лебедя. Борис Абрамович попугать хотел и тех, и других — и Ельцина, и Зюганова Лебедем. Но и сам Березовский его тоже боялся», – пояснил бывший телохранитель Ельцина.

Буквально на следующий день после назначения генерала Лебедя на пост главы совбеза случилось еще одно событие, которое стало буквально символом тех выборов и коррупции во власти – инцидент с пресловутой «коробкой из-под ксерокса».

19 июня на проходной здания кабмина сотрудники правоохранительных структур задержали топ-менеджеров ОРТ Аркадия Евстафьева и Сергея Лисовского. В статье КПРФ подробно расписывается, что происходило, данные приводятся на основании расследований сотрудников СБП и слов Илюхина. Согласно этой информации, сотрудник Национального резервного банка Борис Лавров взял в сейфе Минфина $538,5 тыс. и принес в кабинет в здании Правительства. Он дождался прихода Евстафьева и Лисовского, отсчитал им ровно $500 тыс., после чего они ушли, а Евстафьев обещал вернуться после того, как проводит Лисовского. Однако спустя час в кабинет пришли правоохранители. Пойманные с огромной суммой бюджетных денег отрицали свою вину и злой умысел, сотрудники спецслужб пытались «раскрутить» это дело, поскольку у Службы безопасности президента был приказ от Ельцина следить за расходами средств на избирательную кампанию. По данным сотрудников СБП, только наличными штаб Ельцина потратил свыше $1,5 млрд, из них от $200 до $300 млн были просто разворованы бизнесменами из ближнего окружения.

Однако, вместо того, чтобы осудить, казалось бы, растратчиков, все вышло наоборот. Лебедь объявил, что глава СБП Александр Коржаков и директор ФСБ Михаил Барсуков «нарушили конституцию» и пытаются «дестабилизировать политическую ситуацию в стране», а также «сорвать второй тур президентских выборов». Лисовский и Евстафьев в этой ситуации посредством центральных СМИ и деятелей вроде Анатолия Чубайса выставлялись чуть ли не «жертвами спецслужб».

«Это была провокация, только не со стороны спецслужб, они ей просто воспользовались. Там началась борьба не на жизнь, а на смерть между двумя группировками в окружении Ельцина. С одной стороны, это группировка: Сосковец, Барсуков, Коржаков – «силовики», с другой стороны – «семья» и Чубайс, которых активно поддерживали олигархи. Черномырдин в данном случае занимал нейтральную позицию, а потом однозначно встал на сторону Чубайса, потому что Сосковец, будучи вице-премьером, самим Черномырдиным всегда рассматривался как потенциальный сменщик, отношения у них были отвратительными«, – уверен Евгений Спицын.

Уже через несколько дней на пресс-конференции Виктор Илюхин представил журналистам видеозапись допроса Лаврова, рапорты и отчеты других лиц, причастных к операции, которые четко подтверждали, что в коробке были именно доллары США, полмиллиона, из сейфа Минфина, тем не менее, обвиняемые остались «на коне», а Барсуков и Коржаков отправлены в отставку.

Ситуацию осложняло состояние здоровья президента. За неделю до второго тура, 26 июня он получает уже пятый по счету инфаркт. При этом, Геннадий Зюганов в курсе ситуации – в интервью «России» он говорит о том, что они с Ельциным «были соседями» и он прекрасно был осведомлен о состоянии здоровья главы государства. В материалах коммунист Михаил Чистый посвящает этому эпизоду отдельную статью, в которой указывает, что информацию об инфаркте тщательно скрывали, а телеэфир, в котором должен был принимать участие Зюганов, попросту отменили – именно там он якобы намеревался обнародовать данные о состоянии здоровья Бориса Ельцина. В этот момент жизнь Ельцина, а равно и будущее России буквально висело на волоске.

«Была бы война, если бы умер Ельцин. Тогда бы все силы внутри ельцинской банды начали выяснять отношения, кто круче. В любом случае, если кто-то думает, что были бы какие-то перевыборы и т.д., нужно понимать, что в момент, когда Ельцина поставили президентом России, это был Майдан. Мы живем в постмайданное время. Никто ничего радикально не поменял. Слова, риторика поменялись, но не более того, у нас есть либеральное Правительство, которое уничтожает Россию, ничего не поменялось. Это была ситуация, когда выборы без выбора были», – комментирует политолог, военный эксперт Александр Жилин.

3 июля состоялся второй тур выборов, по результатам которого с результатом 53% победителем был объявлен Ельцин, а Зюганов получил порядка 40% голосов.

«Это невозможно было посчитать. С одной стороны, через полгода уничтожили все бюллетени, с другой, Рябов, который был председателем избиркома, был отправлен послом в другую страну. А в целом, в крупных городах, на Урале и на Севере Ельцин имел перевес. У меня было немало знакомых и близких, я просил их дать данные с участков, и мы суммировали. Все-таки им удалось убедить молодежь, что они заработают миллион в «комках». В общем, ситуация складывалась такая, что она, по сути дела, раскола страну пополам. Я победил от Тихого Дона до Тихого океана – весь юг уже опалила война, беженцы. Они первые почувствовали, что пришла огромная и страшная беда«, – говорит Зюганов.

Таким образом, в одной реплике содержится фактически несколько ключевых утверждений. С одной стороны, Зюганов победил во многих регионах, а Ельцин – в крупных городах, на родном Урале и Севере, и при этом «страна разделилась пополам». В том же интервью он говорит, что уверен, что получил больше 40%. Тем не менее, поражение он признал и опротестовывать не стал. Однако, лидер КПРФ приводит прецедент, когда удалось в результате трехлетней тяжбы в Татарстане доказать 600 тыс. сфальсифицированных голосов. Какое количество вбросов было по всем субъектам, сложно предположить, но они вполне могли быть сопоставимы с 10 млн голосов, которые разделяли соперников.

«Конечно, был полностью задействован административный ресурс, который тогда был огромный. Я разговаривал со многими губернаторами, они хвалились. Один говорил, что в первом туре добавил 100 тыс. Ельцину, другой говорил, что 200 тыс. доложил голосов«, – свидетельствует Коржаков.

Другое утверждение – глава избиркома был отправлен в отставку и стал послом, а данные по выборам были уничтожены. Тут тоже ситуация специфическая – если уничтожено, значит опровергнуть или подтвердить результаты невозможно. Но если таких массовых нарушений не было, зачем уничтожать? Значит, подтасовки на выборах должны были быть просто колоссальными.

«Причину или предлог нашли хорошую – если у Ельцина нарушений нашли десяток тысяч, у коммунистов – несколько сотен. В первом туре у жириновцев, у «яблочников» десятки, может быть, сотни нарушений. И [председатель Центризбиркома Николай] Рябов принял такое соломоново решение, что нарушения были у всех, поэтому идите все к черту. Если мы будем разбираться, то никогда не разберемся, поэтому, дескать, считаю выборы нормальными, состоявшимися. И приказал все документы по выборам уничтожить«, – рассекретил историю Коржаков.

«Это действительно решение Рябова. Там уровень фальсификации был таков, что оставлять следы было смерти подобно. Понятно, что не все было уничтожено, но значительная часть документов действительно было уничтожена, причем вполне законным путем. Сама система выборов еще не обросла тогда законодательной базой, которая есть сейчас. Сейчас подобные вещи возможны, но существенно меньше, чем раньше. Когда говорят, что выборы 1996 стали матрицей проведения всех последующих выборов, это так. Там был отработан сам механизм выборов подобного рода«, – подчеркивает Евгений Спицын.

Что касается последующего отказа Зюганова от претензий к самому итогу выборов, то, по словам Спицына со ссылкой на источники в окружении Ельцина, оппоненту президента недвусмысленно было объявлено, что на случай его ненужной активности есть снайпер, ждущий приказа – по тем временам это была «нормальная ситуация», она не считалась чем-то невероятным.

Зюганов же считает, что была угроза гражданской войны, и эта опасность сдерживала действия его команды. Однако коммунисты взяли определенный реванш на последующих губернаторских выборах, где при поддержке компартии победили около 40 глав регионов.

Всего на сайте МГК КПРФ с января по июль было написано более 30 статей на эту тему и общий вывод сводится к тому, что коммунисты были единственной партией, имеющей план действий, экономическую программу, кадровый состав, способный ее реализовать. Последующие годы показали, что программа была абсолютно позитивной и реальной – наиболее яркий пример – действия правительства Примакова – Маслюкова. А в целом, последующие 20 лет продемонстрировали, что все, что было сказано о коммунистах в рамках той «самой демократичной» выборной гонки – мифы и клевета. Очевидно, вывод, к которому должен подойти читатель: что 20 лет назад, что сегодня коммунисты – единственная реальная оппозиция и за нее и стоит голосовать, даже несмотря на «украденную победу» в 1996 году.

«20 лет назад были живы еще многие производственники, руководители промышленности, которые активно и плодотворно работали в годы советской власти, которые не по своей воле оказались заложниками перестройки и в силу своего воспитания, своей партийности, не разевали рот. Когда все рухнуло, у них произошло осознание трагедии и они были готовы впрячься в тяжелую работу и вывести страну из кризиса, поменять парадигму государственного и общественного развития страны. Но им не дали этого сделать. Сейчас кадровый потенциал тех же коммунистов носит совсем другой характер. Во многих патриотических партиях сидят люди, которые говорят умные вещи, но не имеют опыта государственного управления, нужно начинать это все дело с нуля. Кадровый потенциал исчерпан практически полностью«, – считает историк Евгений Спицын.

«Трагедия КПРФ и России в том, что, пусть он не обижается, я говорю это совершенно честно и откровенно, что во главе партии оказался Геннадий Зюганов. Он неплохой человек, он не предатель, он политик, но тогда ситуацию могло спасти, если бы во главе компартии оказался человек типа генерала Валентина Варенникова, способного повести за собой, способного взять ответственность на себя. Вот, что могло спасти ситуацию. Я уверяю, что если бы такой авторитетный человек оказался у руля, и у него была возможность обратиться напрямую к народу и армии, все было бы по-другому», – резюмировал политолог и военный эксперт Александр Жилин.

http://www.nakanune.ru/articles/111870/#sthash.zZeoyiVD.dpuf

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Дорожная дружба: в России разработали соцсеть для водителей

В России разработали первую социальную сеть для водителей — ее ключевая особенность состои…