Если верить официальной статистике, ситуация с трудовой занятостью в России не только достаточно благополучная, но еще и улучшается. Так, по данным Минтруда, к концу сентября численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 1,8% — до 854 тысяч человек. Минэкономразвития, в свою очередь, прогнозирует, что в текущем и в следующем году уровень безработицы стабилизируется на отметке 5,9%, а затем начнет снижаться и в 2019 году составит 5,7%.
Между тем, как показал недавний опрос ВЦИОМ, граждане настроены куда менее оптимистично. Если год назад проблему безработицы одной из наиболее важных для страны считали 9% россиян, то сегодня – уже 12%. Ровно столько же набрали здравоохранение (озабоченность его состоянием растет еще более заметно, год назад данный показатель набрал всего 7%) и высокая инфляция (значимость этого фактора, напротив, снижается). А возглавляют рейтинг главных проблем страны по-прежнему низкие зарплаты (15%) и экономические трудности (14%). Однако если недовольство зарплатами с начала года неуклонно росло, достигнув в августе годового максимума, то трудности экономики в целом, напротив, в августе-сентябре вышли на уровень минимальных значений.
Почему же на фоне позитивной официальной статистике по безработице растет тревога граждан по данному вопросу? Объяснений может быть несколько. Во-первых, официальные оценки, как известно, основываются на данных бирж труда. Между тем, многие россияне, потеряв работу, не торопятся становиться туда на учет. Вместе с пособием по безработице, весьма скромным (его размер не меняется уже несколько лет и составляет от 850 до 4900 рублей), данный статус накладывает и некоторые обязательства.
Нужно регулярно отмечаться в службе занятости, ходить на собеседования по выданным направлениям и, возможно, на курсы переквалификации, участвовать в оплачиваемых общественных работах. Отказ влечет сокращение пособия или даже приостановку его выплаты. Кроме того, одновременное получение пособия и дохода от трудовой или иной приносящей доход деятельности, пусть даже временной (за исключением тех общественных работ, на которые направляет сама служба занятости), является мошенничеством и преследуется по закону.
При этом государственная служба занятости — не кадровое агентство. Она не обязана искать своим подопечным хорошую денежную работу. Предлагаемые ею вакансии по уровню оплаты должны соответствовать минимальной оплате труда, и не более того. Именно такого рода позиции в большинстве и содержаться в официальных базах. Не удивительно, что граждане с высшим образованием, солидным опытом, хорошими профессиональными навыками в поиске работы больше полагаются на собственные силы и связи.
Еще один важный фактор, влияющий на умы граждан: рост количества россиян, которые работу имеют, и даже ее выполняют, но денег за это не получают. По данным Центра экономических и политических реформ, количество конфликтных случаев, связанных с трудовыми отношениями, в третьем квартале 2016 года выросло вдвое по сравнению со вторым кварталом.
К таким случаям Центр относит задержки или снижение зарплат, переход на неполное рабочее время, массовые увольнения, а также связанные с этими обстоятельствами протесты (забастовки, пикеты и т.д.). В третьем квартале их было зафиксировано 544, во втором — 263. При этом основная часть конфликтов порождена именно невыплатой зарплат. Впрочем, переход на неполное рабочее время – это тоже одна из традиционных форм скрытой безработицы, наряду с принудительными неоплачиваемыми отпусками. И если некоторые компании, например, крупные автомобильные заводы, делают это открыто, то многие организации поменьше подобные истории стараются не светить. А их работники не бегут жаловаться в официальные органы, опасаясь увольнения.
Наконец, на руку официальной статистике по занятости играет проблемная демографическая ситуация. В ближайшие годы численность трудоспособного населения в России будет неуклонно сокращаться из-за провала рождаемости в 90-х годах. Именно представители того малочисленного поколения сегодня постепенно вступают в трудовой возраст.
По оценке Минэкономразвития, в 2016 году ожидается снижение численности населения трудоспособного возраста на 1,1 млн человек по сравнению с прошлым годом — она составит 83,7 млн человек. В 2017 году эта величина прогнозируется на уровне 82,8 млн, в 2018 году — 81,9 млн, в 2019 году — 81,2 млн человек. В целом за три года население трудоспособного возраста сократится на 3,7 млн человек.
Так что при отсутствии новых глобальных экономических потрясений процент безработицы будет сохраняться на незначительном уровне и даже немного сокращаться не только и, возможно, не столько по причине появления новых рабочих мест, сколько из-за уменьшения самого числа граждан, которые на эти места претендуют. Но найти реальные вакансии с хорошей зарплатой и комфортными условиями труда будет не так-то просто.