… до нового сезона. Надеюсь. Очень надеюсь. Как же мы без театра! Когда открылся 88-й, в Кузбассе развернули ковидарии на 5000 коек. А сейчас те тысячи ковидарных коек снова «ждут» пациентов с тяжёлым коронавирусом и двухсторонними пневмониями. Прошедший театральный сезон, длившийся от ноябрьской волны ковида до июньской, вместил в себя столько пронзительных премьер! А закончился потрясающей творческой лабораторией. О чём она была? О сложном, простом, обаятельном, никак не сбывающемся человеческом счастье. Об одиночестве из-за «социальной дистанции», которую мы сами устанавливаем между собой и другими. О творящемся вокруг и внутри апокалипсисе.
В общем, о нашей жизни, которую так тонко и точно подмечают талантливые творцы современной драмы. Именно ей и была посвящена театральная лаборатория, которой Новокузнецкий драматический закрыл 88-й сезон.
А состоялась она в нашем городе благодаря Театру Наций, который привёз в Новокузнецк не только опытных, интересных режиссёров и критиков, но и признанных мастеров театрального дела, которые дали нашим артистам свои классы. После чего и параллельно с чем и началась волнующая, весёлая, живая работа над созданием эскизов!
Но сначала Новокузнецкий драматический выбрал три пьесы из предложенных Театром Наций – ими оказались «Урожай» Павла Пряжко, «Космос» Алексея Житковского и «Свидетельские показания» Дмитрия Данилова. Все три – внешне очень простые истории с глубоким метафизическим и даже мифологическим содержанием. По словам директора нашего театра Валерии Пурпутиди, они хорошо «включались» и в предпочтения новокузнецких зрителей, и в возможности новокузнецких артистов. К слову, «заезжие» режиссёры оказались довольны доставшимися им местными актёрами, обменявшись друг с другом лишь парой «лишних» артистов.
… Чего не скажешь о самих пьесах. Возможно, я не права, но лично у меня родилось ощущение, что уважаемый и суперопытный главный режиссёр Ростовского-на-Дону академического молодёжного театра Михаил Заец был не слишком впечатлён произведением метафоричного драматурга Павла Пряжко. И всем оказался хорош Заецовский «Урожай» – такая крепкая, смешная интермедия. Вот только он получился совсем не Пряжковским.
Артисты Новокузнецкого драматического очень похоже, очень обаятельно изображали нынешних детей, ведущих стрим с уборки яблок. И многие зрители зацепились именно за это: например, новокузнецкая учительница с 33-летним стажем на обсуждении эскиза сразу заговорила о «пропащем» поколении, которое во время школьных субботников даже метлу в руках не умеет держать.
Но Пряжко-то, на мой взгляд, написал не о вечном, в общем-то, конфликте поколений и даже не о конфликте города и деревни, а об Эдеме, в который мы вернулись после тысяч лет изгнания… и который мы окончательно и бесповоротно истерзали, осквернили, разрушили.
Поэтому так щемит и мешает непонятная, смутная, безысходная тоска, рождаемая видом сломанной детьми гигантской яблони (Древа Познания?!). Кричат деревенские петухи. Заливаются беззаботным летним щебетом птицы. А апокалипсис-то уже наступил!
И права театральный критик Елена Груева: мы все на что-то надеемся, а ничего уже нет, дна в мире нет, как в дырявом ящике, и собранные сегодняшние яблоки завтра сгниют, а новые завтрашние не созреют – ведь яблоню-то сломали. Всё к этому и шло, все виноваты, потому что люди давным-давно собирают яблоки в дырявые ящики.
Хотя посмеяться тоже полезно – говорят же, что смех продлевает жизнь! Что я с удовольствием и делала – смеялась, продлевала – на Заецовском эскизе. Но и отмахнуться от своей зудящей адамовой, евьей ли тоски не могла.
К слову, новокузнечане оказались весьма снисходительны к «Урожаю» – после просмотра эскиза и его обсуждения за превращение этого наброска в полноценный спектакль проголосовали 79% зрителей.
А следующий эскиз – «Космос» нижневартовского драматурга Алексея Житковского в постановке главного режиссёра Ачинского драматического театра из Красноярского края Артёма Терехина – собрал 97% зрительских голосов. Это просто космос какой-то!
«Показанная история понятна абсолютному большинству, – делится руководитель литературно-драматургической части театра Анна Резвова, – Поэтому на неё такой отклик. При этом режиссёр замечательно поймал любовь автора к песням. А самое важное – Артём поймал ощущение обычной человеческой мечты и её обаяния».
Действительно, «Космос» попал в каждого увидевшего его человека. И не удивительно. Слишком уж созвучна жизнь «во глубине сибирских руд» – Нижневартовске, Ачинске, Новокузнецке! И удивительной, обычной, забавной, обаятельной истории, рассказанной сибиряком Житковским, кстати, очень популярным нынче драматургом, – про мечты о любви в «бальзаковском возрасте» и «простое женское счастье» – веришь сразу.
Она стопроцентно узнаваема. И поэтому не может не трогать.
Учительница английского, в одиночку воспитывающая сына-подростка, а по ночам мечтающая о Микки Рурке из «9 ½ недель», постоянно транслирует космосу свой запрос на иную жизнь. И вдруг! В родную Бугульму приезжает космонавт Сергей Лысов – единственный «выживщий» мальчик из их класса. Когда-то юная Таня сидела с ним за одной партой и даже сохранила подаренный им обломок карандаша. И вот Серёжа явился, чтобы сделать её мечты явью!
Ведь так?
Как бы не так… Вот и Терехин называет произведение Житковского «тонкой дрожащей пьесой». И зрители, хохотавшие в голос, пока шёл эскиз, расходятся притихшие, грустные.
… Потому что «Космос», при всём своём развесёлом музыкальном оформлении в жанре провинциального караоке, – про космическую тоску по непрожитой жизни и неслучившейся любви. Про невозможность жить без мечты. И про тотальную её неосуществимость, а потому и про космическую пустоту, нереальность жизни, мира, тебя.
Все люди так устроены, что живут либо прошлым, либо тщательно планируемым будущим, которое, случившись, никогда не дотягивает до возложенных на него надежд. А на настоящее, которое никогда не повторится, не переиграется и не перепишится, нас не хватает.
Жизнь течёт сквозь пальцы, как песок, как слёзы. Только рыдай, не рыдай – ничего не изменишь. Мир вокруг (и внутри) по-прежнему, как и в детстве, полон немыслимых чудес. Вот только ручеёк времени и веры становится всё слабее и тоньше, а немыслимые чудеса уплывают, рвутся и тонут, будто бумажные кораблики.
А может… И этот мир, и все мы – просто кому-то снятся? Или снятся нам? Вот откроешь глаза, и начнётся – бозон Хиггса, взорвавшись, рассеется новой жизнью новой вселенной. И будет вечная Таня звёздами с неба глядеть на какую-нибудь удивлённую девочку, задающую себе странные «старые» вопросы.
А главные из них…
Почему мы такие, какие мы есть, и мир, в котором мы живём, устроен так, как он устроен, кем-то и зачем-то? И как починить то, что в нём не так и отчего человеку часто бывает грустно?
… И куда, скажите, пожалуйста, опять делся этот чёртов мобильник – ведь только что был здесь, честное слово!
А завершил 88-й театральный сезон Новокузнецкого драматического эскиз «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова, который поставила очень талантливая «русская» итальянка Алессандра Джунтини, живущая в Санкт-Петербурге и много чего ставящая и в России, и в Европе. И всё время, пока артисты нашего театра «давали показания», меня не покидало чувство, что я нахожусь на самом настоящем, завершённом, цельном спектакле.
… Который мне к тому же ужасно нравится!
Шикарная игра актёров. Пронзительная сценография. Потрясающая визуализация.
И, главное, всё, что происходит на сцене после упавшего сверху манекена-человека-самоубийцы, по идее, происходит «скучно». К столику сбоку подходят по очереди актёры и «читают» свои роли-показания… Вроде бы должно быть монотонно… Но не монотонно!
Выведенные на стену-экран лица «свидетелей» карикатурно искажены – будто скайпом или зумом. Или если ты смотришь на них из своей головы, искажая и обезображивая людей своим нежеланием и неумением их понять, открыть, впустить – и самому им открыться.
А самой головы, считайте, уже и нет – размозжённая на размозжённом теле, она лежит где-то на ледяном прозекторском столе!
Вот и выходит, что главный герой всю жизнь – и всю смерть – видит других фрагментарно. А они – его.
Вот и получается, что ад – это ты сам. Этакая игра-полемика с Жаном-Полем Сартром, ответившим на катастрофы XX века – войны, диктатуру, разрушение самого понятия человеческой личности – своей программной пьесой «За закрытыми дверями».
И хотя Алессандра Джунтини уверяет, что терпеть не могла эту пьесу, не обнаружить созвучности, по-моему, невозможно. Во-первых, вечная с эдемовских времён тема свободы выбора, за которую человек сам несёт ответственность. А главное – экзистенциальная тема антисоциальности, трудности и даже невозможности нормального человеческого взаимодействия, изначально искажённого самими людьми. Такое общение, да, – кромешный ад.
Но и смеяться над другими, ранить их, презирать, искажать – настоящий ад. Где вечное и неизбывное возмездие – отныне ты уже ни до кого не докричишься, даже если очень-очень этого захочешь.
Вспыхнувшие и ожившие было лица – пусть и искажённые – навеки исчезают. Стена покрыта изморозью – как в ледяном сердце ада, где отвечают за смертный грех предательства.
Предательство других. Предательство себя.
Смерть – как непробиваемое одностороннее стекло. Тебе всё видно и слышно – но тем, другим, больше не видно и не слышно тебя.
Обалденный спектакль!
И всё-таки я согласна с руководителем театральной лаборатории Олегом Лоевским, что финал «Свидетельских показаний» вышел несколько смазанным, потому что главный герой остался непонятным. Почему он таким стал? И почему в итоге вылетел из окна? Самоубийца объясняет всё скукой. Но…
«Скука обманывает, как обманывает в «Свидетельских показаниях» всё», – говорит критик.
О да! А если…
«Ничтожной властвуя землёй, он сеял зло без наслажденья, нигде искусству своему он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему».
Ну чем главный герой – не падший ангел, тот самый, что восстал против своего Создателя и который «помог» первым людям покинуть Эдем? А полёт из окна!
Тогда – лично для меня – пазл спектакля складывается. Но и так, тем более для эскиза, хорошо. Даже слишком хорошо. Правда, с моим мнением оказались согласны лишь 85% зрителей, проголосовавших за то, чтобы Алессандра ещё раз приехала в Новокузнецк и доработала «Свидетельские показания».
Станут ли они репертуарным спектаклем Новокузнецкого драматического, или руководство театра выберет «Космос», – или оба эскиза, а может, все три, – пока рано говорить. А если учитывать сложную эпидемиологическую ситуацию в мире, стране, нашем Кузбассе, вообще остережёшься загадывать, когда мы увидим премьеры 89-го сезона.
Лучше в полной мере насладиться послевкусием от закрытия 88-го, которое оставила привезённая Театром Наций лаборатория… Было здорово. Честно.
… Сегодня всё бесповоротно стало быстрым, не требующим усилий и личного контакта: еда, информация, эмоции, чувства. Утопая в безостановочно производимом контенте и общаясь в соцсетях с сотнями никогда не виданных «друзей», человек ощущает такое глобальное одиночество, каким не было даже одиночество Адама и Евы, только что изгнанных Богом из уютного рая.
Мы испуганы. Растеряны. Мы больше не верим в бессмертие.
Но искусство спасает, искусство утешает, искусство помогает нам решить два главных вопроса человечества: кто мы и зачем мы.
Инна Ким
NK-TV.COM
В дежурную часть ОМВД России по г. Прокопьевску за помощью обратился 37-летний горожанин. Мужчина сообщил… Читать еще
Арбитражный суд приостановил производство по исковому заявлению ООО «Сила земли» (смешанное сельское хозяйство, разведение крупного… Читать еще
Сразу четыре китайские компании выразили готовность финансирования шахты Инская, где сложилась сложная экономическая ситуация. Недавно… Читать еще
Суд Новоильинского района Новокузнецка рассмотрит уголовное дело о нарушении правил дорожного движения. В смертельном ДТП… Читать еще
Многострадальная Арена кузнецких металлургов, открытая после реконструкции по ходу прошлого сезона, никак не может прийти… Читать еще
Игрок «Каролины» отметился в игре регулярного чемпионата НХЛ против «Кракена» (4:1). 33-летний Орлов отличился на… Читать еще