Год назад на сцене Новокузнецкого драматического театра состоялась премьера неоднозначного, интригующего, многослойного спектакля, в основу которого легла знаменитая история о честолюбивой супружеской чете из Шотландии XI века, чья погоня за властью обернулась сумасшествием и смертью. Разумеется, речь идёт о «Макбете» – одной из самых популярных у режиссёров всех времён и народов шекспировских пьес, которую поставил хорошо знакомый новокузнецким зрителям режиссёр Пётр Шерешевский. Ироничный и метафоричный, он, конечно же, не мог оставить Макбета и его Леди в шотландском королевстве далёкого прошлого, а перенёс действие перепридуманной им истории в Россию XXI века, превратив замок Макбетов в ресторан, где гуляет пьяный новогодний корпоратив.

Признаюсь, лично я с опаской отношусь к переодеванию персонажей прошлого в одёжки настоящего. Это не всегда бывает оправданно. Но антураж «Макбета» Шерешевского, на мой взгляд, довольно гармонично вписался в атмосферу «Макбета» Шекспира.

… А кто работает в офисе большой компании – знает: страсти там кипят такие, что Вильяму нашему точно было бы о чём написать!

В общем, происходящее на сцене с самых первых минут вполне узнаваемо и поэтому вызывает у зрителей улыбку эмпатии. И даже то, что явленные в спектакле менеджеры и бухгалтерши, охранники и официантки изъясняются исключительно строками знаменитой шекспировской трагедии, не вызывает никакого отторжения. Более того! Эти строки звучат вполне себе гармонично и логично.

А между тем действие рассказываемой Шерешевским истории медленно, но верно закручивается шекспировским узлом. Макбет (заслуженный артист России Андрей Ковзель), сожалея, что секси-ведьмочки (Екатерина. Санникова, Полина Зуева, Ксения Барнаева) слишком быстро испарились, бросает обычную пошловато-циничную мужскую фразу: «Я бы их… расспросил». Банко (Андрей Грачёв) понимающе хмыкает. Потом оба идут в туалет подымить вейпами и обсудить полученные колдовские предсказания.

Всё быстрее, быстрее! Пока «генеральный директор» Дункан (Анатолий Смирнов) скрывается в туалетной кабинке, его охранники сплетничают о пойманной «крысе», чьи привилегии и место теперь перейдут заслужившему это Макбету. Узнавший о повышении Макбет шлёт жене ликующую эсэмэску. Наконец, Макбет-победитель и его обрадованная Леди празднуют собственный новый статус торопливым туалетным сексом.

… Вот только эта обыкновенная, в общем-то, сцена какая-то неживая, будто она разыгрывается в аквариуме с выкаченным воздухом!

А спектакль – как и любой корпоратив – набирает обороты! Собравшихся веселят Дед Мороз и Снегурочка. Звучат тосты. Хлопает шампанское. Менеджеры и ведьмы-бухгалтерши (Татьяна Лизунова, Вера Заика, заслуженная артистка России Ирина Шантарь) играют в традиционную «Мафию», которая вдруг становится похожа на тайную вечерю, где крупным планом, на весь экран, появляются змеиные глаза Иуды-Макбета, а потом его ликующая улыбка и поправляющая картонную корону рука.

… А сразу же после известия об убийстве Дункана «офисный планктон» снова усаживается за столы и накладывает салатики!

И вот уже над столами несётся корпоративно-новогодняя «Остыли реки, и земля остыла», а пьяное веселье становится почти страшным. Леди Макбет (Илона Литвиненко) с ненавидящим, яростным лицом танцует медляк с уже обречённым, хотя и не понимающим этого Банко.

Его убийцы, они же видеографы корпоратива и наблюдатели (Александр Шрейтер, Евгений Лапшин) исполняют приказ Макбета, заказавшего друга, который в виде окровавленного призрака – как из ужастика про мертвецов – слоняется среди веселящихся. А Макбет и его Леди сливаются на экране в жуткого двухголового четырёхрукого монстра.

Происходящее на сцене становится всё страшнее, притягательнее, зрелищнее, напряжённее. Временами даже дыхание перехватывает, честное слово! Например, в сцене, где Макбет, уже убийца, в бесчувственном пьяном кураже, на ресторанной сцене, хватает за что придётся молоденьких певичек-сирен обольстительно-ведьминской «ВИА Гра», а те ласкаются, шепчут, подталкивают лить кровь дальше, больше… И вдруг превращаются в отталкивающих старых ведьм. А в это время Леди Макбет, одна за накрытым столом, запивает таблетки спиртным и плачет.

Художнику Анвару Гумарову, художнику по свету Стасу Свистуновичу, а также отвечающим за саунд-дизайн Степану Андрееву и за online-монтаж видео Даниилу Яковлеву удалось создать захватывающую колдовскую атмосферу, в которой просто царит – а по-другому и не скажешь – роскошный дуэт Макбетов. Андрей Ковзель и Илона Литвиненко настолько органичны в роли известных всему миру супругов, что наблюдать за их жизнью в спектакле – отдельное удовольствие. На мой взгляд, в этом существовании нет ни одного лишнего движения или фальшивой ноты. А от их лиц вообще глаз не оторвать!

А одной из самых сильных сцен я назвала бы самоубийство Леди. Оно происходит всё в том же туалете, где совсем недавно она заигрывала с мужем. И на экране крупно появляется её лицо с пустыми печальными глазами. И горькое ли, равнодушное ли «ничего не воротишь» срывается с бледнеющих уст. Красное платье. Белая рука. Красная завораживающая густота крови на полу. Пытающийся спасти жену растерянный муж.

… Браво!  

А знаете, что самое интригующее в спектакле? Казалось бы, достигнув крещендо, знаменитая шекспировская трагедия внезапно превращается в очень личную историю мужчины и женщины, не справившихся со своей жизнью после смерти ребёнка.

Да, Макбеты, оказывается, переживают невосполнимую утрату. Они даже пытаются сопротивляться случившейся с ними трагедии. Она долгие годы сидит на антидепрессантах. И как-то бросает ему: «Ты не знаешь, как это быть мною». А он ничего «не замечает». Нет… Его бесят перепады её настроения и, может быть, он даже желает ей смерти… Ну иногда… И не всерьёз! А так, как, бывает, думает, глядя на начальников, подчинённых, коллег: «А хорошо бы их всех убить!».

И однажды на новогоднем корпоративе, где они сначала празднуют его повышение торопливым туалетным сексом, он находит её с перерезанными венами.

Проходит год. Все поднимают тосты за «нового короля Шотландии» Малькольма (Александр Коробов), а Макбет сидит в халате перед телевизором и смотрит вечную «Иронию судьбы». Плачет. Смеётся. Равнодушно крутит в руках свою мёртвую голову (ту, что Макдуф принесёт Малькольму). В окружении новогодних еловых ветвей «Бирнамского леса» (их держат окружившие Макбета шекспировские персонажи – они же участники корпоратива).

… Сказать вам правду? История про цену власти и гибельное одиночество властолюбцев, которую написал Шекспир, волнует меня намного меньше, чем бесхитростная, в общем-то, история о любви и ничем не исправимом расставании с любимыми ребёнком и женой, которую на сцене Новокузнецкого театра поставила творческая группа во главе с режиссёром Петром Шерешевским. Безусловно, это тот спектакль, на который можно прийти и второй, и третий раз… Конечно, с любимыми, с которыми нельзя расставаться!

Ближайший показ «Макбета» – 19 февраля. Возрастное ограничение: 18 лет. Билеты в кассе театра и на сайте.

Инна Ким

Фото Дианы Токмаковой

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Власти прокомментировали жалобы на запах гари в Новокузнецке

В Новокузнецке в чат администрации поступило сразу несколько обращений от жителей по повод…