Преследование со стороны правоохранительных органов как результат конфликта между губернатором и главой муниципалитета, для Сибири отнюдь не редкость.
Вот подборка самых заметных «ссор» между высшими должностными лицами, которые, как оказалось, в разное время переживала большая часть субъектов Сибирского федерального округа.
Томская область
В Томской области конфликты между губернаторами и мэрами имеют тенденцию плохо заканчиваться для последних. Самым ярким примером здесь можно назвать историю первого избранного мэра Томска Александра Макарова и губернатора Томской области Виктора Кресса.
В течение нескольких лет их отношения были благожелательными, но к осени 2000 года их отношения испортились, когда мэр отказался подписывать с главой «Энергосбыта» соглашение о погашении задолженности города по электроэнергии, заявив, что платить должен регион. Губернатор заявил, что регион уже давал городу кредит на закрытие этих долгов, но Макаров потратил их на другие нужды.
После этого Александр Макаров, помимо прочего, еще и оказался во главе движения мэров против отмены прямых выборов и сокращения их полномочий, что поставило его в оппозицию к «Единой России».
В декабре 2006 года мэр Томска был арестован и временно отстранен от должности мэра. В 2009-м его выпустили под залог, но в октябре 2010-го вновь арестовали. Ему предъявили обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки в крупном размере, пособничестве в совершении мошенничества в особо крупном размере и вымогательстве, совершенном в целях получения имущества в особо крупном размере. Макаров был приговорен к 12 годам колонии строгого режима и сейчас отбывает наказание в Иркутске.
Его преемник – мэр Николай Николайчук работал с регионом бесконфликтно до прихода нового губернатора – Сергея Жвачкина. Впрочем, разлада в отношениях как такового не произошло. 22 июля 2013 года Николайчук заявил, что уходит с поста досрочно. По его словам, продолжение работы «неминуемо приведет к конфликту между городом и областью». Но даже уход не оказался для него безболезненным. Правоохранители по просьбе нового мэра и губернатора устроили большую проверку и экс-главу города уже несколько раз штрафовали.
Омская область
Губернатор Омской области Леонид Полежаев в течение 10 лет своей работы конфликтовал с главами региональной столицы. Первый был с мэром Валерием Рощупкиным. Он начался в 1999 году и сопровождался черным пиаром со стороны как губернаторских, так и мэрских СМИ. Рощупкин покинул свой пост и переехал в Москву, где стал заместителем председателя государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Следующий мэр Омска Евгений Белов изначально был назначен, а затем избран при поддержке Леонида Полежаева. Громкого конфликта, как с его предшественником, у главы региона не было, однако критика мэра со стороны губернатора звучала неоднократно. Евгений Белов доработал свой срок и не стал участвовать в очередных выборах.
Конфликт Полежаева с мэром Виктором Шрейдером гремел на всю Сибирь в течение целого года. Изначально Шрейдер, как и Белов, был избран мэром при полной поддержке губернатора, заместителем которого он до этого являлся. Ссора произошла осенью 2010 года, вскоре после избрания мэра на второй срок, когда Леонид Полежаев обвинил городских чиновников в распространении слухов о его смерти, вызвавших очень широкий резонанс. Последний конфликт закончился совместным уходом. В декабре 2011 года свой пост покинул Виктор Шрейдер, который за две недели до этого был избран депутатом Государственной думы РФ. В мае 2012 года в отставку ушел Леонид Полежаев.
Кемеровская область
Заметным случаем разлада между губернатором и мэром в Кузбассе стал недолгий конфликт главы региона Амана Тулеева и главы Новокузнецка Валерия Смолего. В конце мая 2013 года губернатор заявил, что Валерий Смолего плохо организовывает работу городской администрации, не осуществляет жесткий контроль за выполнением поручений губернатора и главы территории, из-за чего решать проблемы приходится заместителям главы региона. Аман Тулеев обвинил мэра в нерешительности и мягкотелости и снял его с должности.
Впрочем, уже через месяц Валерий Смолего все от того же губернатора получил вполне приличную должность – главы региональной энергетической комиссии.
Новосибирская область
В настоящее время в суде рассматривается уголовное дело в отношении коммуниста Ильи Потапова – мэра города Бердска. Показательно, что очевидные трения между администрацией Новосибирской области и городским руководством начались еще до преследования Потапова правоохранительными органами.
Еще летом 2012 года лидер КПРФ в регионе Анатолий Локоть, ныне сам занимающий пост мэра в Новосибирске, прямо заявлял о давлении региональной власти на «красного» градоначальника. «Вообще, победа нашего кандидата в Бердске, а также победа кандидатов не от «Единой России» в двух других городах Новосибирской области – Оби и Куйбышеве – были болезненными для партии власти. Затем к нам поступила информация с закрытого совещания по результатам выборов, где, по нашим данным, было произнесено, что надо создать такие условия, чтобы, грубо говоря, под ногами победивших мэров, что называется, горело», – заявлял Локоть.
Весной же 2013 года история мэрства Ильи Потапова перешла в уголовную плоскость – он был задержан при получении взятки. В настоящее время его обвиняют по целому ряду коррупционных эпизодов, а сам градоначальник содержится в СИЗО.
Иркутская область
В Иркутске в конце 2012 – начале 2013 года наблюдатели констатировали охлаждение отношений между губернатором Сергеем Ерощенко и мэром областной столицы Виктором Кондрашовым.
Тогда со стороны регионального руководителя в адрес муниципальной администрации раздавались упреки относительно прозрачности механизма выделения земельных участков в городе. Дело дошло до проверок контрольно-счетной палатой работы комитета по управлению имуществом Иркутска, а затем и до увольнения заместителя мэра Евгения Девочкина, курировавшего градостроительную политику.
Спустя некоторое время страсти вокруг земельного вопроса поутихли. Впрочем, перспективы действующего иркутского градоначальника Виктора Кондрашова на мэрских выборах, которые пройдут в 2015 году, некоторые эксперты склонны называть сомнительными, поскольку региональная власть может сделать ставку на иную политическую фигуру.
Еще один вариант того, как может развиваться история недовольства региональной администрации местным руководством, демонстрирует город Братск. Здесь внедренная в свое время система сити-менеджмента с разделением полномочий между главой администрации и мэром, избираемым из состава городской думы, привела к внутреннему конфликту, вылившемуся затем в признание местного парламента нелегитимным и в целом в затяжной политический кризис.
Недовольная таким положением дел в муниципалитете администрация Иркутской области инициировала процесс возвращения в город прямых выборов градоначальника, по результатам которых не удержавший ситуацию в нормальном русле экс-глава города Константин Климов был просто сменен на вице-губернатора Сергея Серебренникова.
Таким образом, наличие напряженности между региональными властями и руководителями местного уровня в других регионах Сибири – дело привычное. При этом развиваются подобные конфликты по-разному, и чем именно закончится разлад между сити-менеджером Барнаула Игорем Савинцевым и губернатором Алтайского края Александром Карлиным, покажет только время.
(По информации asfera.info)
* * *
Особо жесткий характер она приняла после отстранения С. Д. Мартина: дело даже дошло до суда по иску Мартина к Тулееву о защите чести и достоинства.
С Валерием же Смолего все было решено «полюбовно» — после своей отставки Смолего занял высокую должность главы РЭК Кемеровской области. Позднее сообщалось о приобретении им дома площадью 312 квадратных метров за 80 миллионов рублей; впрочем, сразу после этого бухгалтерия РЭК сообщила о технической ошибке: стоимость приобретенного коттеджа-де составила не 80, а всего 8 миллионов рублей.