Когда Эстония прекратила железнодорожное сообщение с Россией, то вспомнилось, что несколько лет назад министерство образования этой страны одобрило для преподавания детям 12–13 лет юмористические сборники. Вот некоторые шутки, взятые из этих учебных пособий: «Какие животные распространены в Эстонии больше всего? Ответ: русские», «Почему русские носят соломенные шляпы? Ответ: на навоз всегда кладут солому». Упомянутые пособия переполнены подобным юмором.
– страна спокойных людей. И процесс воспитания в молодом поколении комплекса превосходства над русскими проходит здесь спокойно и планомерно. Ведь у эстонцев есть все основания для чувства превосходства.
В 2004 году разрушенная «перестройкой» страна вступила в Евросоюз, и дело пошло на лад. Удалось привлечь значительные объемы иностранных инвестиций и выйти на 3-е место в Восточной Европе после Словении и Чехии по темпам развития. Правда, чрезмерный приток внешних займов привел к «перегреву» экономики и новым трудностям.
Видимо, для того чтобы сделать проблему комплексной, эстонские власти устроили в 2007 г. скандал из-за переноса в Таллине мемориала советским воинам. Это привело к резкому обострению отношений с Россией, соответственно — к значительному падению российского транзита и уходу многих российских инвесторов из Эстонии. Общие потери от этой «дальновидной» политики для прибалтийской республики оценивались тогда в 7-8 млрд. эстонских крон (1 млрд. долларов).
С тех пор дела идут не так блестяще, как надеялись эстонские власти. Безработица растёт, зарплаты у большинства населения не превышают 500 евро чистыми, а у трети населения и вовсе менее 300 евро. Если сравнивать Эстонию – страну-члена Евросоюза — с другими странами этого экономического объединения, то она находится в одной группе с Румынией и Болгарией и далеко отстает от еврограндов, где средняя зарплата выше в 4-5 раз. Да и тенденция складывается так, что, по прогнозам местных экспертов, большинство работающих сегодня жителей Эстонии в перспективе, к выходу на пенсию, останутся нищими. 40% семей не имеют накоплений вообще, а еще 40% имеют накопления, не превышающие размера двухмесячного совокупного дохода семьи, то есть 2000 евро. Конечно, эти показатели можно воспринимать как временные трудности и продолжать воспитание молодых арийцев, то бишь эстонцев, в том же духе.
После присоединения Крыма к России эстонские власти ввели моду на «ура-патриотизм». Заказные пиарщики будоражат воображение угрозой нападения русских, повсеместно раздаются воинственные заявления о том, что «врагу будет дан достойный отпор». Это уже вызвало недоумение в российском Министерстве иностранных дел, где тонко намекнули, что происходящее как по форме, так и по содержанию напоминает шизофрению. Однако эстонскому правительству не до шуток. Оно увидело в милитаризации общественной жизни способ консолидации общества. Конечно, любая демократическая власть может позволить себе военно-пропагандистские игры, дабы использовать возбуждаемые таким образом настроения себе на пользу. Глядишь, и оппозиция обалдело примолкнет, и натовских военных в стране прибавится, а это лишняя копейка в бюджет. Да и вообще, на фоне появления в Эстонии новых военнослужащих НАТО групповой портрет эстонского правительства смотрится политически фотогенично. Во всяком случае, для тех, кто стрижет свои купоны на членстве в Североатлантическом блоке. Хотя опять же без побочных последствий обойтись не удаётся.
И вот эстонская железнодорожная компания-перевозчик Go Rail объявляет о прекращении сообщения с Россией. Железнодорожного сообщения между Таллином и Москвой, Таллином и Петербургом, которое безотказно действовало 65 лет, больше не будет. Во всяком случае, в обозримом будущем. Причиной закрытия маршрутов стало заметное сокращение прибывающих из Российской Федерации туристов. По информации эстонского департамента статистики, в марте количество российских туристов упало на 43% по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году. Перевозчик стал нерентабельным.
Конечно, ответственные не только за учебные пособия, но и за общественную пропаганду эстонские чиновники поспешат сообщить, что Москва намеренно чинит препоны своим гражданам, чтобы те не увидели свободный мир, представляемый Эстонией, и не привезли в него свои доллары. Они, конечно же, пройдут мимо того факта, что российским гражданам просто не хочется, чтобы их рассматривали в эстонском заповеднике демократии в качестве не то навоза, не то животных, готовых к тому же вот-вот напасть на маленькую, но гордую республику.
К слову сказать, Министерство юстиции Эстонии готовит законопроект о запрещении в стране публичной демонстрации как нацистской, так и коммунистической символик. И если предположить, что в результате применения этого закона будут вырублены символы СССР, в том числе и красные звезды на памятниках солдатам-освободителям, то можно предположить, что туристический проток из России очень быстро пересохнет окончательно. Получается так, что чем больше эстонские власти заботятся о возвышении национального сознания своих подданных, тем больше не самых приятных последствий это им приносит.