Вот уже 31 год подряд в первое (самое жаркое!) июльское воскресенье Новокузнецк официально отмечает свой день рождения – в этот раз праздник в честь 397-летия нашего старого доброго Кузнецка мы встречаем 5 июля. Между прочим, в России всего два города, которые превосходят собственный областной центр, как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. И один из них – наш единственный и неповторимый, хотя и не раз менявший свое название Кузнецк, Сад-город, Сталинск, Новокузнецк, награждённый орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции! Говорят, что города похожи на людей – только живут во много раз дольше, но так же, как и мы, рождаются, растут и умирают… И точно так же спешат и суетятся – в погоне за материальными благами! Они могут быть красивыми и не очень. Старыми и молодыми. Простыми и чванливыми. Добрыми к своим детям и гостеприимными к чужакам и… не верящими ничьим слезам. Но все города – для кого-то! – любимые. Потому что здесь мы сами когда-то родились, сбегали с лекций, чтобы побродить по этим улочкам, взявшись за руки, «выгуливали» детей в пятнистых от солнца и тени скверах, хотели бросить всё и уехать, провожали в последний путь друзей, мечтали и грустили… Это наш город, и у каждого урождённого новокузнечанина отношение к нему своё, личное!
Ольга Иванова, учительница, 25 лет:
– Я познакомилась со своим будущим мужем Мишей на дне рождения нашего общего знакомого. Обычная история! Центр комнаты был освобожден под танцы. Хозяин дома включил музыку, и ко мне подошел застенчивый темноволосый паренёк, сидевший до этого за праздничным столом как раз напротив меня. Танцуя, мы разговорились и решили вместе сбежать! Долго гуляли по парку Гагарина… Зима тогда была очень снежная, но совсем не холодная, а небо – мягкое, серое и уютное, как варежка из козьего пуха. Оно поблескивало очень милыми искринками, отражающимися от пухлых боков рождественских снежинок. Я подставила лицо этому нежно сияющему снегу-свету, и он, коснувшись моей теплой щеки, превратился в слёзы, которые Миша очень нежно и осторожно вытер кончиком своего ужасно колючего шарфа. Будто боясь взглянуть друг на друга, мы смотрели по сторонам – казалось, весь мир был заполнен мягким белым снегом, первозданность которого слегка оттенялась свежей цепочкой смешных птичьих следов. Я подобрала под заснеженным деревом сломанную веточку и нарисовала на сугробе точно такую же славную лапку – три крошечные черточки, расходящиеся из одной точки. Взяв из моих рук это импровизированное перо, Миша написал на снегу три слова – те самые, которые ждёт каждая девушка! Мы целовались, пока не зажглись первые звезды и фонари, мерцая и расплываясь в волшебное синее сияние. Смеясь, я показала на фонарь и произнесла знаменитые слова всех Джульетт всех времен и народов: «О, не клянись луною, раз в месяц меняющейся! Это путь к изменам…». Вот уже два года, как мы муж и жена.
Татьяна Овчинникова, медик, 37 лет:
– В одном из дворов проспекта Курако прошло моё детство. Честное слово, будто вчера это было! Мы, девчонки, с растрепавшимися косками, в пыльных сандаликах на босу ногу, лет семи-восьми, сидим гурьбой на лавочке у подъезда, доверчиво подставив сложенные «пирожками» ладошки, а самая старшая, десятилетняя Ирка, придирчиво выбирает, кому из нас тайком сунуть в руки камешек. О, как я тогда мечтала, чтобы этот глупый камешек, который держала самая популярная девочка в нашем дворе, оказался у меня! Наверное, подобное чувство испытывают люди, когда на них вдруг обращает свое «звёздное» внимание какая-нибудь знаменитость…Смешная и жестокая девчоночья игра! Играть в войну с мальчишками было куда интереснее. Мы кидались друг в друга землёй и травой, а поздно вечером мама, вздыхая, вычесывала остатки этих «бомбочек» из моих длинных волос. В нашем боевом мальчишеском отряде, который находился в постоянной непримиримой вражде с воображалой Иркой и её верной «свитой», я считалась своей, так как никогда не ябедничала и не ныла… Сейчас, навещая с мужем и нашими мальчишками-близнецами, жуткими хулиганами и задирами, бабушку с дедушкой, которые по-прежнему живут в моём стареньком доме, будто ставшим с годами намного ниже и меньше, я частенько встречаю во дворе ту самую Ирку – обыкновенную, озабоченную, одинокую и несчастную толстую тётку… Ни следа от той девочки, с которой я когда-то так мечтала дружить!
Сергей Петрович, предприниматель, 43 года:
– Я приехал в Новокузнецк двадцать пять лет назад – из шахтерского Прокопьевска. Поступил в институт, а на последнем курсе уже обзавелся собственной семьей! Родители моей жены-новокузнечанки выделили нам комнату в своей невеликой двухкомнатной «хрущёвке». Через год родился наш первенец, и нам шестерым (у Наташи была младшая сестра) стало совсем тесно. Я очень благодарен тестю, которого, к сожалению, мы уже похоронили, и особенно моей дорогой тёще за кров и за доброе ко мне и к нашей молодой семье отношение. Надежда Ивановна всегда нам старалась помочь – и готовила на всех, и с внуками сидела, пока мы с Наташкой изо всех сил пытались заработать на отдельную квартиру. И вот четырнадцать лет назад наша мечта осуществилась – мы, наконец-то, переехали в новый дом. Моя жена опять была беременна, и благополучно родила мне третьего сына! Я по-прежнему много работал – нужно было кормить и одевать свою семью, помогать тёще и Наташиной сестренке, поддерживать собственных стариков, всё ещё живущих в Прокопьевске…За это время Новокузнецк стал моим городом – по-настоящему и на всю жизнь. Сейчас наш старший сын Андрей учится в Москве, но после окончания учёбы вроде бы собирается вернуться в Новокузнецк (здесь у него девушка). Второй, Серёжа, в этом году закончил школу и уже сдал документы в наш, новокузнецкий, вуз. Он решил, что будет жить в общежитии. А младший – наверное, самый любимый (хоть и очень «шебутной») – пока с нами. Вот смотрю на него и узнаю в нём себя – совсем молодого. На месте нашему Тимке не сидится – то он с друзьями с «тарзанки» прыгает, то с парашютом, то дельтапланеризм осваивает… Прошлым летом, когда Андрей приезжал домой на каникулы, мы все вместе, как в старые добрые времена, махнули в Топольники. Накупались, назагорались – словом, отдохнули всей семьёй.
Нина Васильевна Кузнецова, пенсионерка, 58 лет:
– Когда я бегала в школу и в институт, потом встретила своего Алексея Ивановича, родила дочку, работала, и, наконец, вышла на пенсию, фонтана у городской администрации ещё не было. Его построили, когда наша Марина уже выросла. А пять лет назад она сама стала мамой, родив на радость нам с дедом улыбчивое драгоценное солнышко Анечку! Я тогда стала жить на два дома. С утра что-нибудь приготовлю для Алексея Ивановича, и на трамвай – помогать дочке. «Поагукаю» с внучкой, закутаю её в пелёнки-распашонки, и на улицу. Я Анечку несу, а Марина – коляску. Потом моя девочка домой возвращалась, чтобы хоть немножко поспать. Анечка-то у нас по ночам «гулять» любила и Марину всё время будила! Вот проводим мы нашу маму, укроемся покрывальцем и едем по городу кататься. Анечка тут же глазки закроет и сладко так, чуть слышно засопит, а я на неё любуюсь, вспоминаю Марину маленькой (уж очень они похожи!), не торопясь, везу коляску куда-нибудь в тихое, красивое место – на бульвар, в сквер или к новому фонтану. А там детишки играют, кто-то делает свои первые шаги, кто-то уже по бордюру прыгает. Мамы и бабушки на скамейках отдыхают. Я к ним присяду – разговоримся, конечно. Хорошо, красиво, прохладно вода приятно журчит… Следующей весной наша Анечка уже сама здесь гуляла – только следить приходилось, чтобы не упала. Ножки ещё плохо слушались! Я ей монетку дала. Она крошечный кулачок разжала и следила своими восторженными глазенками, как та булькнула в фонтан. Вот так незаметно и подросла моя внучка – такая умница и красавица стала, детский садик посещает, а по выходным мы с ней, как и прежде, ходим к нашему любимому фонтану.
gelio.livejournal.com
Степанов Слава