Фотозоны с зеркалами и пиковыми дамами. Шуршание бальных платьев. Переодетые игроками актёры. Шампанское. По белому фойе разгуливает занятная парочка: он, – выставивший руку заботливым калачиком, – в цилиндре и с известными каждому школьнику «пушкинскими» бакенбардами; она – укутанная невесомым газом мадонна «Натали» с не менее знаменитыми локонами над ушами. Голубоглазый красавчик напевает легкомысленное «Если б милые девицы» – песенку баловня судьбы и внука старухи-графини из оперы Чайковского исполняет артист Сергей Ермаков. Раздаются крики «Браво» – и почти сразу два театральных звонка. Зрители занимают свои места. Театр уж полон – ложи тоже. Гаснет свет.
На сцене Новокузнецкого драматического театра идёт премьерная «Пиковая дама». Режиссёр спектакля – опытный, талантливый, думающий Андрей Сидельников из Санкт-Петербурга – цитирует Пушкина дословно. Но при этом расставляет – и обыгрывает – свои акценты: чтобы добиться соответствия сегодняшнему времени – и сочувствия-соучастия современного зрителя. Сидельниковская постановка размышляет о счастье: Германн и Лиза одновременно пишут в воздухе заветные семь букв, – и оба готовы заплатить за желаемое любую цену.
Но что это такое? Деньги? Любовь? Воспоминания блистательной молодости? Каждый герой грезит о собственном счастье, – и для каждого сидящего в зрительном зале оно своё: волнующее, мучительное, влекущее.
Творящееся на сцене завораживает: материал гениального Пушкина – «о вечном» – подаётся в хайповом сегодня формате хоррора. Только никакие спецэффекты и долби-звук киношных ужастиков не дают такое сильное ощущение твоего личного погружения в происходящее. Зловещая атмосфера – мрачного Петербурга, жуткой смерти старухи, обречённой на проигрыш игры с дьяволом – нагнетается медленно и неумолимо. И ведь отлично знаешь, чем там всё кончится, но волей неволей поддаёшься всем фишкам постановки: до мурашек по коже. И вот уже смутно белеющий в багрово-чёрном затемнении призрак мёртвой графини дёргает хохочущими «трололо» твои оголённые нервы.
И так на протяжении всей постановки, а она идёт около двух с половиной часов, прерываясь небольшой передышкой-антрактом. Всё это время «Пиковая дама» трепетно и крепко держит зрительское внимание: режиссёр превращает рассказанный Александром Сергеевичем светский анекдот с приятно ощутимым привкусом мистики в будоражащий и пугающий мистический триллер. Даже безымянная быстроглазая мамзель из модной лавки, передающая Лизе любовную записку от Германна, становится выходцем с того света – так двигаются и завывают зловещие мертвецы из фильмов ужасов.
На режиссёрскую задумку работает вся звёздная команда оформителей спектакля. Свет, видео, хореография – всё хорошо. Прекрасно пугает Петербург в декорациях художника-петербуржца Николая Слободяника – 17-й «нумер» Обуховской больницы для сумасшедших, невские сфинксы, тёмная комната Пиковой дамы Анны Федотовны. Чудесны костюмы Марии Лукки – «серой мышки» Лизы, великолепной великосветской старухи-графини. Ну да все они матёрые профессионалы, оформлявшие десятки спектаклей ведущих театров страны.
Сильное впечатление производит и музыкальное оформление «Пиковой дамы» – авторства главного звукорежиссёра нашего драматического театра Валерия Гнездилова. Его работа выше всяких похвал: музыка создаёт – и удерживает – гнетущее впечатление, накапливает звенящее ужасом напряжение. Она органично и пластично – наравне со всеми режиссёрскими фишками и актёрской игрой – лепит замысловатый рисунок спектакля.
А герои стародавней пушкинской истории ведут себя совсем не по канонам позапрошлого века, когда они были придуманы. Не только Германн, роль которого блестяще играет Александр Шрейтер, – тихая послушная Лиза в исполнении Полины Зуевой тоже на грани. Они будто горят: бегают и кричат, почти бьются в надрывной истерике. И всё-таки они честны и искренны, и в подлинность чувствуемого ими – и выкрикиваемого – безоговорочно веришь. А их несчастью – от невозможности получить желаемое счастье – до слёз сочувствуешь.
Хороши и баловень судьбы Томский (Андрей Ковзель), и обаятельный Чекалинский – Анатолий Смирнов соединяет в одном образе знаменитого игрока и добродушного доктора психбольницы (а возможно, даже режиссёра – или автора – ужастика о Пиковой даме).
Но царица этого бала – графиня Анна Федотовна. В роли роковой для Германна старухи выступает заслуженная артистка России Вера Березнякова. В Новокузнецком драматическом театре она служит почти полвека. Сыграла здесь десятки самых ярких ролей. Опытная и талантливая бенефициантка предельно убедительна, изображая капризную своенравную старуху, третирующую свою воспитанницу, – и бывшую «московскую Венеру», которую мучают привидения нежных сожалеющих воспоминаний о канувшей жизни и молодости. А от призрака в её исполнении волосы на затылке шевелятся, честное слово.
Между прочим, Вероника Иосифовна Березнякова – Почётный гражданин города Новокузнецка. А накануне её бенефиса губернатор Сергей Цивилёв вручил нашей обворожительной Пиковой даме Орден Почёта Кузбасса.
И ещё. Когда пушкинская повесть вышла в свет, она явно была на хайпе: игроки повсеместно понтировали на тройку, семёрку и туза, а при дворе с видимым удовольствием обсуждали, на какую из великосветских старух больше похожа Анна Федотовна. Конечно, времена поменялись, но наше желание быть счастливыми остаётся неизменным. И всегда будут германны, – мечтающие сорвать куш и готовые ради этого переступить черту. И лизы, – грезящие о свободе и любви и придумывающие своих загадочных «военных инженеров».
Инна Ким
Фото Катерины Силантьевой
NK-TV.COM