Сегодня день рождения проездов Буркацкого и Казарновского, появившихся на карте Новокузнецка 6 февраля 1968 года. Эти неприметные улочки, по которым далеко не каждый новокузнечанин хаживал, когда-то назывались переулками Фестивальным и Школьным и шли от Верхней колонии, где в начале 1930-х годов был построен посёлок первых кузнецкстроевцев. Михаил Васильевич Буркацкий и Григорий Ефимович Казарновский тоже там жили – и создавали историю нашего города.  

Мише Буркацкому было всего 16 лет, когда он поступил чернорабочим на Днепропетровский металлургический завод. Смышлённого трудолюбивого паренька сначала повысили до подручного сталевара, а потом и до сталевара. Только такие вот пареньки редко поднимались выше – исключениями тогда были разве что всемирно знаменитый доменщик Курако да будущий главный инженер Кузнецкстроя и советский академик Бардин. Но тут на счастье молодого сталевара случилась революция, а после гражданской войны началась великая индустриализация страны.  
  

В 1932 году Михаил Буркацкий вместе с внушительной группой товарищей- металлургов прибыл на пуск и освоение первой очереди КМК и стал сталеваром в мартеновском цехе №1. С первых дней Великой Отечественной он участвует в важнейшей работе комбината над выпуском крепкой броневой стали для танков Красной армии. Михаил Васильевич уже не просто сталевар — он мастер скоростного сталеварения. Буркацкий – лучший в своём деле среди металлургов страны. Он живая легенда.

В 1943 году за большие достижения в труде советский сталевар Буркацкий награждён орденом «Знак Почёта». В 1946-м и 1949-м ему вручают ордена Ленина. А в 1958-м он получает звание Героя Социалистического труда. Всего за 36 лет непрерывного трудового стажа Михаил Васильевич сварил больше 3 миллионов 200 тысяч тонн стали и передал свой опыт сотням молодых металлургов. Трудился он, и правда, самоотверженно – в прямом смысле до последней минуты жизни. Герой соцтруда Михаил Васильевич Буркацкий умер прямо в родном цехе. 

Ещё одну легенду нашего города – Григория Ефимовича Казарновского – привела на Кузнецкстрой большая дружба. После выпуска из Санкт-Петербургского политехнического института Гриша Казарновский поступил на Юзовский металлургический завод в Донбассе, где в то время работал Михаил Константинович Курако, который увлёк своего ученика и друга собственной немыслимой мечтой – невиданным раньше российским заводом, где бы металлургией занимались русские, а не иноземные инженеры. 

И тут знаменитого доменщика пригласили в Кузбасс – организовать именно такой завод. А он уговорил поехать вместе с ним верного Гришу Казарновского. Но зимой 1920 года Курако умер от тифа, а Казарновский перебрался в Гурьевск, где наладил работу маленького местного железоделательного завода. Там его и встретил главный инженер Кузнецкстроя Иван Павлович Бардин – и «переманил» к себе. 

Так Григорий Ефимович и остался на КМК, прослужив в должности начальника технического отдела комбината до самой смерти. В годы войны он активно участвовал в перестройке работы завода, способствовал быстрому переходу к выпуску оборонного металла, развёртыванию новых производств, размещению эвакуированных цехов и заводов. Жил на Верхней колонии. По воспоминаниям, часто болел. А когда ему стало трудно ходить, заводоуправление выделило для Казарновского коляску-двуколку с гнедой кобылкой. 

В 1944 году, когда была учреждена Книга почёта КМК, первым в неё было записано имя Григория Ефимовича Казарновского. Ещё он был награждён двумя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и орденом Отеочественной войны I степени, Сталинской премии II степени и Государственной премии СССР. 

Он работал до последнего дня своей жизни – как и Герой соцтруда Михаил Васильевич Буркацкий. Наверняка обе легенды очень часто «пересекались» на заводе. А после смерти в 1955 году Григорий Ефимович удостоился ещё одной – народной – награды. Он был похоронен рядом со своим учителем и другом Михаилом Константиновичем Курако в берёзовой роще в Пантеоне кузнецких металлургов.

Инга Видалова

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Бобровский отразил 28 бросков «Анахайма» и прервал личную серию поражений

Сергей Бобровский отразил 28 из 30 бросков «Анахайма». Вратарь «Флориды» вышел в старте на…