Сегодня День народного единства, он же Согласия и Примирения, он же Воинской славы России. Вот уже на протяжении 17-ти лет 4 ноября традиционно празднуется в нашей стране с широкими народными гуляниями – и в Новокузнецке, разумеется, тоже. А ведь когда-то казалось, что этот праздник был чуть ли не притянут за уши – чтобы «прикрыть» календарным «фиговым листочком» впавшую в немилость «годовщину Великого Октября»!
Так что же там было аж 410 лет назад – 4 ноября 1612 года?!
Считается, что примерно в это время воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. Говорят, в руках у князя Дмитрия Михайловича была икона Казанской Божьей Матери – мол, она и помогла!
Вскоре командование интервентского гарнизона подписало капитуляцию, выпустив из Кремля московских бояр и прочих знатных лиц, а на следующий день и вовсе сдалось с потрохами. Смута закончилась, и уже через четыре месяца Земский собор решил венчать на царство юного Михаила Романова – первого из династии, так печально погибшей в революционном огне XX века.
… Но правду сказать, та история о всенародном единении ради победы над врагом не уложилась ни в один день 4 ноября 1612 года, ни даже в несколько дней или месяцев, а длилась около года.
Сначала шли сходки, на одной из которых Кузьма Минин – то ли «солепромышленник», то ли торговец скотом «говядырь», то ли «посадский человек» – произнёс свою легендарную речь: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». И нижегородцы решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги, а вождём будущего похода за московское государство и православную веру выбрали князя Дмитрия Пожарского.
Население Нижнего Новгорода дало на народное ополчение «третью деньгу» – это треть всего собственного имущества нижегородцев. А оказавшихся не такими уж «едиными» и ни в какую не хотевших расставаться со своим добром – отдавали в холопы, вообще лишая имущества (в пользу борьбы с польскими интервентами).
Сам же Кузьма Минин «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство». Вскоре к нижегородцам примкнули другие города, и в апреле 1612 года в Ярославле уже стояло уже огромное ополчение с князем Пожарским и старостой Мининым во главе. Свои первые победы над поляками оно одержало ещё в августе, а в октябре штурмом взяло Китай-город и полностью очистило от врагов Москву.
Через четыре месяца Земский собор венчал на царство юного Михаила Романова, и уже на следующий день после этого венчания, состоявшегося 12 июля 1613 года, Михаил Фёдорович пожаловал Минину чин думного дворянина и соответствующие его чину вотчины. И зажил бывший «солепромышленник-говядырь» припеваючи – заседал в Думе, жил в царском дворце, пользовался большим доверием и всяческими милостями царя. А умер в 1616 году – тогда век служилых людей был хоть и ярким, но коротким – во время порученных ему «разборок» с взбунтовавшимися татарами и черемисами.
Пожарский же, получивший «за службу и очищение Москвы» сан боярина и обширные вотчины с богатыми поместьями, служил царю ещё до 1640 года, а ему тогда было уже 63 года – возраст для XVII века непредставимо-преклонный!
До 1616-го Дмитрий Михайлович бил поляков под Брянском и Карачевом. Потом собирал «пятую деньгу» с торговых людей – для военной казны. Потом сражался с польским царевичем Владиславом. На обеих царских свадьбах был «дружкой» царя. А когда у Михаила Фёдоровича умер сначала сын Иван, а следом сын Василий, Пожарский «дневал и ночевал» при гробах царевичей.
В 1632 году перемирие с Польшей снова закончилось. В 1635-м был заключён новый мир. А весной 1640 года Дмитрий Михайлович дважды участвовал в переговорах с польскими послами – это были последние службы князя Пожарского царю и Отечеству.
К слову, ещё в 30-е годы XVII века на Красной площади появился Казанский собор, который якобы дал обет построить тот самый князь Пожарский за то самое освобождение златоглавой от хитрого врага. А в 1649 году царь Алексей Михайлович Романов своим именным указом велел церковный праздник Казанской иконы Божьей Матери, в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году,считать государственным, каковым он и был вплоть до 1917 года.
Идея снова праздновать 4 ноября возникла только в конце сентябре 2004 года, а принадлежит она российским депутатам, в основном, из «Единой России» и ЛДПР, которых тогда же публично поддержал Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Как по волшебству уже через месяц в провинциальном российском Саратове общественная палата и молодёжный парламент Саратовской организовали восьмитысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых президентом РФ Владимиром Путиным.
В общем, в том же году на рассмотрение Думы был внесён соответствующий законопроект, а российский Трудовой кодекс РФ шустренько поправили – 7 ноября окончательно отменили, зато 4 ноября ввели, а новогодние каникулы вообще увеличили.
Арина Родионова