Ощетинившийся серыми панельками городской район – такие аккуратные квадратики обычно уплывают из-под крыла взлетающего самолёта. А внутри – хрупкая вакуоль природного парка. Она ещё жива, но видно – почти высохла. А ведь она сердце и душа любой клетки города. Существование живых организмов без этой невероятной структуры вообще немыслимо! Она участвуют в дыхании и питании клетки. Расщепляет токсины. Избавляет от мусора. Защищает от вредителей. Обеспечивает стабильность и долголетие. Помогает расти и размножаться, выживать и процветать в самых неблагоприятных условиях.
Залитая бетоном, задавленная теснящимися рядами бесчисленных многоэтажек, бесценная частица жизни умирает – вот-вот умрёт!
Автор этой потрясающей работы, рождающей глубокую эмпатию и чувство протеста, – заслуженный художник Республики Башкортостан Ринат Миннебаев. Он один из лучших мастеров современного искусства Поволжья и Приуралья, призёр многочисленных биеннале, фестивалей и конкурсов, проводимых в России, Италии, Китае, Казахстане, чьи произведения хранятся в ведущих музеях нашей страны и за рубежом.
Авторская техника 59-летнего уфимца, рождённая захватывающим поиском новых форм художественного выражения своих мыслей и чувств, находится на стыке живописи, графики и фотографии. Основой произведений является бумажная масса ручного литья. Применяя натуральные красители и всевозможные способы воздействуя на материал, художник добивается удивительных эффектов, создавая поверхности, напоминающие как природные формы макро- и микромира, так и язвы нашей индустриальной цивилизации.
«Центральный парк» Рината Миннебаева цепляет за живое, вызывпет отрезвление и будит сострадание. Но это лишь одна из многих десятков работ на открытой в Новокузнецком художественном музее всероссийской выставке с многозначным названием «Территория»!
Совсем другой взгляд на привычный ареал обитания современного человечества – город – у молодого сибирского мастера Александра Ломаева. Может, потому что он изображает родной и наверняка любимый Томск, чей узорчато-яркий и словно наполненный живым весенним ветром образ предельно романтизирован?!
Здесь летают птицы и воздушные змеи. Здесь перешептываются разноцветные деревья и дома. А меня переполняют радостные эмоции – будто я снова маленькая девочка, которой чудом досталась целая связка распрекрасных воздушных шаров!
Среди живописных полотен преподавателя изостудии даже есть имеющее конкретный адрес – диптих «Улица Макушина». А вообще по городу импрессионистских «Мигов» 28-летнего томского художника очень весело идти, улыбаясь во весь рот! Просто так. Потому что весна.
И вдруг! Как ливень с пузырями в лужах и с радугами из вёдер солнца меня пронизывает беспричинное счастье. Да потому что я есть!
Свет наполняет меня, как летучий газ из воздушных шариков или как щекотные золотые пузырики газировки. И знаете что? Я запросто могу подпрыгнуть и взлететь. В любой момент. Прямо в небо. Оно разноцветное. И всё время меняется. То розово-оранжевое. То сине-золотое. Безмятежное. Налитое свинцовым ожиданием. А иногда там всего намешано: непереносимого солнца и клубящихся буйных облаков – вместе. И видно, как собирается фиолетовая гроза.
… Сейчас как польёт!
И тут глаз спотыкается о «Дом» художника-графика, педагога, куратора выставочных проектов, 45-летнего профессора Алтайского государственного технического университета из Барнаула Николая Зайкова. Его триптих, в общем-то, тоже о мигах – из бытия среднестатистической городской панельной высотки.
Кажется, на трёх листах-состояниях особо ничего не меняется – просто Земля совершает обычный полёт вокруг Солнца, одновременно кружась вокруг своей оси и подставляя нашему жёлтому карлику то один бочок, то другой. И рождённые этим непрекращающимся кружением тени и свет оставляют на стенах многоэтажки загадочные письмена.
А высотка стоит одна-одинёшенька, далеко от других домов, так что осенью она гудит и раскачивается от ветра. Я знаю: там, внизу, взъерошенные ветром мокрые кусты и деревья. А в панельке – на каждом этаже и в каждой коробочке-квартире – собственная таинственная жизнь!
Наверняка прямо сейчас какая-нибудь влюблённая девчонка залезла с ногами на подоконник и, прижавшись лбом к холодному стеклу, всматривается в заоконную пустоту, а в это время что-то тихо и беспомощно дышит у неё внутри.
Может, небо?
А в городе заплаканное дождём синее сияние улиц, идущее сквозь слёзы сомкнутых ресниц, сквозь строй стойких одноногих солдатиков-фонарей, расплывающихся в зеркалах тротуаров весёлым разноцветным одиночеством. Но это уже совсем на другом триптихе – он называется (знакомо для каждого!): «Суетных дней взметённый карнавал» и принадлежит кисти Ольги Мерцаловой.
Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа и член Международной ассоциации пластических искусств при ЮНЕСКО, она родилась в городе Ивдель Свердловской области. Но выросла в посёлке Хулимсунт – здесь и живёт. Хотя работы 45-летней художницы из Югры путешествуют по всему миру. Более 20-ти её персональных выставок состоялись в Париже, более 30-ти – в городах России. Многие её картины входят в собрания Академии художеств имени Репина, а также галерей Венгрии, Италии, Франции.
В выставочных залах Новокузнецкого художественного музея представлены графика и крупноформатная живопись, скульптура и арт-объекты, созданные профессиональными художниками Новокузнецка, Москвы, Екатеринбурга, Перми, Самары, Красноярска, Омска, Иркутска, Барнаула, Кемерово, Пензы, Новоалтайска, Томска, Ханты-Мансийска, Уфы, Челябинска, Тюмени, Бийска и других городов нашей страны. Здесь доминирующие над пространством трубы соседствуют с трогательными городскими пейзажами и изображениями деревьев, неба, людей, а картины сегодняшних мастеров со скульптурами их предшественников из времён СССР.
Кроме самой выставки, в рамках проекта «Территория» – его реализует Новокузнецкое городское отделение ВТОО «Союз художников России» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, – подготовлены лекции, экскурсии и мастер-классы. Прийти на них может любой желающий!
И обязательно посмотрите экспозицию – сделать это можно хоть несколько раз! «Территория» открыта до 14 января 2024 года.
Инна Ким