Первый и, к сожалению, пока единственный отвал горящих горных пород в Кузбассе наконец-то попал в поле зрения федерального Росприроднадзора.
В сентябре текущего года должно пройти обследование тела отвала и оценка данного объекта накопленного вреда. Результаты обследования будут переданы в Роспотребнадзор для проведения оценки воздействия продуктов горения отвала на жизнь человека. Данная информация указана в Графике оценки объектов ОНВОС на 2024 год, опубликованном на своей странице в Телеграмм Светланой Радионовой, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Распоряжение Росприроднадзора №9-р от 29.02.2024). Речь идёт о породном отвале, расположенном на Загорской территории Новокузнецкого района (п.232 перечня).
Стоит отметить, что в перечне из 234 объектов отвал горящих пород является единственным. Росприроднадзор почему-то в первую очередь интересуют несанкционированные свалки твёрдых коммунальных отходов. И, если оценивать документ с точки зрения географии запланированных к обследованию объектов, Сибирь явно не в приоритете Росприроднадзора. Однако не исключено, что всё зависит от расторопности местных чиновников. Например, в Забайкальском крае в федеральный проект «Генеральная уборка» планируется включить 28 объектов; в Ставропольском крае 22 объекта, в Ростовской области – 12, в Свердловской – 9. Для сравнения в Сибирском федеральном округе заявились только Красноярский край (4 объекта), Алтайский край (3 объекта), Иркутская область (2 объекта). Хакасия и Кузбасс предложили к обследованию по одному объекту. Возможно, чиновники Кемеровской области скромно промолчали бы и про этот отвал, если бы сами местные жители не проявили активную гражданскую позицию. Администрации Новокузнецкого района даже пришлось организовать работы предварительного этапа для рекультивации отвала. На этом из-за дефицита средств всё и успокоилось. Возможно, проблема будет решена за счёт федеральных средств.
Но рекультивация одного горящего породного отвала экологический вопрос с повестки дня в Кузбассе не снимет. Горит отвал в центре города Киселёвск, а самосвалы продолжают валить туда породу, горят отвалы рядом с деревнями и поселениями. Кто-то покидает обжитые места, кто-то терпит, кто-то умирает от заболеваний органов дыхания и онкологии…
Горящие отвалы — это то самое «жестокое прекрасное далёко», которое ждёт не только Кемеровскую область, но и соседние регионы. Сначала идёт активная добыча угля открытым способом, в результате которой образуются отвалы. Прибыль от реализации угля получает горстка бизнесменов. В ходе добычи угля образуются терриконы и огромные многокилометровые отвалы. Затем, в зависимости от марки угля и его процентного содержания в породе, через 10-30-50 лет в толще тела отвала начинается процесс горения, сопровождаемый выделением вредных химических соединений. И это возгорание не сопоставимо с лесным пожаром. Лесной пожар может потушить сильный дождь. Ядовитое дыхание горящих отвалов годами будет отравлять жизнь вокруг невзирая на времена года и границы регионов. Дождь способен лишь спровоцировать взрыв, превратив рукотворную гору в извергающийся вулкан, как это произошло летом 1954 года в Прокопьевском районе. Возгорание началось в 1943 году, жители близлежащих домов часто обращались в больницу со случаями угара. Трагедия произошла спустя 11 лет после начала горения породы. После взрыва в радиусе 80 м толщина отброшенных от террикона пород и пыли местами достигала 2 м. Кроме того, в поселке были повреждены 50 индивидуальных домов. Трагедия унесла 32 человеческие жизни.
Вся «прелесть» ситуации в том, что разработка недр осуществляется различными ООО и АО, то есть частными организациями, ликвидация последствий угледобычи будет осуществляться за счёт бюджетных средств. И будет ли…
Светлана Зеленина