Эта сочинённая Леонидом Зориным обаятельная история увидела свет ровно полвека назад. К слову, в нынешнем году отмечается 100-летняя годовщина со дня рождения её автора, чья слава оказалась гораздо скромнее шумной известности его современников-драматургов Вампилова и Арбузова. А зря!
Леонид Генрихович явно умел сочинять! Взять его «Покровские ворота», где всё ёмко, лаконично, остроумно и со смыслом. Где юмор и жизнерадостность пронизаны лёгкой грустью по юности, безрассудству, родному двору. Где правит бал щемящее чувство ностальгии по времени, о котором мы – вот ведь удивительно – даже не можем ничего знать.
Где нет секса (всё-таки люди тогда жили в СССР!). Но при этом молодой герой – студент-историк Костик – табунами водит в коммунальную квартиру девушек прямо под носом у своей интеллигентной тётушки.
Где всё крутится вокруг любви. Да, она самая человекообразующая сила из всего, что есть на свете. Любовь – как дыхание и мечта. Первое делает нас живыми, а вторая – людьми.
Где чуть ли не каждая фраза, произнесённая милыми, смешными, яркими персонажами, – крылатая.
… Ну, помните?!
«А может, по коньячку? – Заметьте, не я это предложил!».
«Я женюсь! – Нет, ты не женишься! Умалишённых не регистрируют!».
«Ну, юноша, самовыражайтесь быстрее».
А главное – сколько судеб рисует эта очаровательная зоринская вещица, сколько характеров! Причём не сопереживать её героям просто немыслимо. И вот уже хочется придушить Маргариту и поаплодировать Костику, и помочь Хоботову с Людочкой, и как-то поддержать Велюрова.
В основу «Покровских ворот» легли реальные исторические события, а все персонажи имели реальных прототипов. Сам драматург признавался, что «это совершенно автобиографическое произведение», определяя его жанр как «элегическую комедию» (элегия – проникнутая грустью лирика).
Спустя несколько лет после выхода пьесы её поставил друг Леонида Зорина –
Михаил Козаков, творивший в Театре на Малой Бронной. А в 1982-м он же снял одноимённый фильм, который по праву вошёл в золотой фонд советского кино. И хотя Михаил Михайлович внёс в киноисторию существенные изменения, сценарий для его элегантного элегического шедевра написал сам Леонид Генрихович.
И вот прошло, о боже, больше сорока лет, так что тем, кто в 1980-х восхищался «Покровскими воротами» Козакова, сегодня за шестьдесят. Интересно, что за постановку зоринской пьесы на сцене Новокузнецкой драмы взялся режиссёр, который в 1985 году только родился. Это ученик Вениамина Фильштинского – Михаил Лебедев. Он обладатель премии «Золотой Софит», участник режиссёрских лабораторий и постановщик спектаклей в театрах Санкт-Петербурга, Хабаровска, Самары, Перми, Уфы и других российских городов.
Да и театралам Новокузнецка его имя прекрасно знакомо. Семь лет назад Михаил Лебедев поставил на сцене Новокузнецкой драмы гоголевский «Нос», превратив одну из самых абсурдных и зловещих повестей великого писателя в триллер с элементами комедии. А в 2019 благодаря режиссёру появился любимый многими новокузнечанами «Сирано де Бержерак».
Если чуть ли не главной героиней Козаковских «Покровских ворот» является Москва далёких 1950-х годов, то в постановке Михаила Лебедева подобным персонажем стала советская коммуналка, где у всех один телефон и одно стремление любить и быть любимыми. И где ироничные, нежные, лиричные, мудрые сцены-воспоминания перелистываются, как листочки из Костикова дневника.
А прямо сейчас идут репетиции! Новокузнецкий драматический театр готовится удивить любимых зрителей смешной и серьёзной премьерой – она состоится уже 27 и 28 марта. Обязательно увидимся!
Инна Ким