Только посмотрите! Кажется, взгляд художника взмыл «Над холмами», и любуется оттуда, из неба, полураздетым лесом. Совсем другой мир! Октябрь… Он стоит между осенью и зимой, как стойкий солдатик: напоенной дождями землëй, хрупкой берëзовой листвой, прелой травой. И всë в тающей дымке: холмы, перелески. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
От этой неброской красоты на сердце становится тихо-тихо. И дышится легко. И светлая грусть осенней серебряной паутинкой рождается в глубине сердца.
В такой же лесок на холме мы с мамой – в моëм детстве – ходили за рыжиками. Они были как рассыпанные в мягком пружинистом мху монетки. Тянешь одну за другой – аж упаришься от жадности. Деревья высоко-высоко в облаках прижимались растрёпанными, растревоженными макушками. А по земле расползались корни – словно отрубленные руки чудовищ. Ловили узловатыми пальцами юркий родник.
Только разве поймаешь! Я наклонялась и пила торопливыми горстями. Сладко! Проводила ладошкой по щекотному облаку распушившейся травы. Поднимала глаза за бегущим по сморщенному смолистому стволу пятнышком-огоньком. Устроившаяся на растопыренной ветке белка ловко расправлялась с шишкой – аж за ушами трещало. И махонькие кисточки наверху потешно подпрыгивали.
Крушина и волчье лыко пригорюнивались поспевшими чёрными и красными гроздочками. Ягод на кустах было видимо-невидимо. Ну почему их нельзя есть!
Под разноцветными деревьями трудолюбиво сновали лоснящиеся стайки бурундуков и белок. Зверьки терпеливо выглядывали добычу – и вдруг струисто выстреливали по траве, хватая с земли плод или орех. Прятали съедобное содержимое в раздувшиеся защëчные мешки и тут же настойчиво искали добавку. Как потопаешь – так и полопаешь!
А там, где сейчас летает Анатолий Брызгалов – автор узнаваемой и родного полотна «Над холмами» и ещё десятков картин открытой в Новокузнецком художественном музее светлой и радостной выставки «Компоновка мысли», – толпятся испуганной стайкой облака. А ещë выше – пульсирующее ослепительно-нежным голубым сиянием живое солнце, в которое можно погрузиться до самого дна, ни капли не обгорев!
… А может и нет никакой смерти? Ты просто засыпаешь – и просыпаешься. Выглядывает солнце, будто краской мазнув. Золотое, карамельное, ленивое тепло обволакивает и баюкает, куда-то несëт.
Персональная выставка Анатолия Брызгунова «Компоновка мысли» посвящена светлой памяти мастера, который ушел от нас пять лет назад – всего-то 58-летним. В экспозицию вошли около 80-ти предметов: живописные и графические работы, пленэрные этюды, карандашные рисунки и эскизы, а также фотографии из семейного архива, сделанные на вернисажах первых выставок, в мастерской Анатолия Михайловича и во время его творческой поездки в Германию.
Увидеть полотно «Над холмами» и множество других картин новокузнецкого художника можно до четвёртого августа. Обязательно приходите!
Инна Ким