Учёные мужи пессимистично рассматривают утверждённую при губернаторе С.Н.Цивилёве стратегию «Кузбасс-2025» и предлагают свой выход на устойчивое экономическое развитие региона.

Публикация, которая легла в основу этого материала датирована 2021 годом. Но в свете сложившейся в Кузбассе ситуации, связанной со сменой губернатора, постулаты работы академика РАН, доктора экономических наук В.А. Крюкова и его соавторов «Кузбасс-2035»: гадание на стратегиях или перезагрузка» снова обретают актуальность. С момента создания Кемеровской области в 1943 г. проблемам долгосрочного развития региона были посвящены две общесоюзные конференции (1948 г. и 1988 г.) и пять стратегических документов. Последняя стратегия утверждена в декабре 2020 г. именно она и стала предметом исследования специалистов.

Стоит отметить, что основной идеей последних программ экономического и социального развития Кемеровской области, по сути, было предложение сосредоточиться на восстановлении роли Кузбасса в качестве индустриального центра Сибири. При этом предупреждение экологов о том, что объем добычи угля в 200 млн т в год является предельным для Кузбасса, было воспринято без должного внимания. А оценка региональных властей, что ежегодная добыча угля в Кузбассе свыше 230 млн т окажет деструктивное влияние на его экономику, не была услышана. Более того, есть основания сделать вывод, что документы стратегического планирования последних лет выступали лишь прикрытием для лоббирования региональными властями интересов угольного бизнеса. В итоге вместо трансформации социально-экономической системы региона в систему высокого уровня это привело к её деградации и разбалансированию. Рост добычи угля в Кузбассе более чем на 40% за последние 10 лет сопровождался падением уровня жизни, нарастанием экологических проблем, отрицательной миграцией.

По мнению академика Крюкова, стратегия «Кузбасс-2035» (2020г.) построена на глубоком заблуждении, что все имеющиеся на данный момент сложности можно минимизировать амбициозностью будущих проектов и набором деклараций о «прорывных точечных проектах», «авангардных методах», «стратегических инициативах», «принципах зелёной экономики», «интеллектуальной транспортной системе», «экологическом машиностроении», «инновациях собственного производства», «авангардных финансовых институтах».

В стране давно назрела потребность в изменении системы управления недропользованием. В настоящее время региональные власти не могут влиять на уровень и развитие корпоративного управления, экологическую политику компаний, формирование центров прибыли. Но ведь есть опыт Канады, где реализовали механизм управления природными ресурсами с участием федеральных, региональных, муниципальных властей и местного населения в решении вопросов распределения денежных средств, управления охраной окружающей среды и возобновляемости ресурсов. Речь идёт как о принятии соответствующих законодательных актов, так и об использовании многосторонних соглашений, основанных на принципах эффективного использования недр и участия населения в доходах от недропользования. Применительно к Кузбассу, по мнению авторов рассматриваемой научной статьи, представляется возможным, чтобы региональные власти Кузбасса вышли на федеральный центр с предложением об организации Сибирского горного округа, задачами которого стали бы проведение аукционов, выдача лицензий и разрешений на добычу полезных ископаемых, экспертиза проектов освоения месторождений, контроль за комплексной переработкой сырья и утилизацией отходов, сотрудничество с администрациями регионов.

Не менее важно создать в Кемеровской области условия для направления угольных рентных доходов, которые будут иметь конъюнктурный характер, в перестройку социально-экономической сферы для повышения качества жизни населения территории. Для этого могут быть использованы, например, налоговые рычаги.

На данный момент региональные ресурсы используются по максимуму (полезные ископаемые извлечены из недр, усилия рабочих затрачены, экология нарушена), а компенсацию за это Кузбасс не получает из-за низких цен на уголь. Изменить ситуацию можно, снижая зависимость налоговой базы от прибыли и повышая в пользу региона налог на добычу полезных ископаемых, налог на основные фонды, экологический налог. Вместе с тем, убеждён академик Крюков, Кемеровская область должна начинать готовиться к «мягкой посадке угледобычи»: доходы от угля постепенно будут замещаться доходами от других секторов экономики, в том числе тех, что начнут появляться и развиваться в результате инвестирования «угольных денег». Мировая экономика накопила большой опыт развития регионов, в которых на разных исторических этапах была прекращена добыча угля. В большинстве случаев нет необходимости копировать этот опыт, однако многие инструменты превращения некогда «чёрных» регионов в центры медицины, туризма и т.п. использовать можно.

Причем, чем раньше власти, бизнес и население угольных территорий начинают готовиться к такому развитию событий, тем безболезненнее пройдёт процесс «мягкой посадки». Здесь во многом решающее значение имеет качество подготовки. Сегодня Кузбассу пора задуматься над кардинальной сменой экономической политики, заняться разработкой реалистичных сценариев долгосрочного развития территории как части большой системы – азиатской части России, всей страны и даже мира. При этом рассматривать уголь следует как ценный, уникальный инструмент, но уже не панацею. Именно в этом задача нового губернатора, если его заботит регион, а не политические амбиции.

Светлана Зеленина

Еще
Еще В Кузбассе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Задержан гендиректор кузбасской шахты «Инская»

Размер задолженности по зарплате перед работниками угольного предприятия оценивается в 65 …